Донской государственный технический университет

Донской государственный технический университет
Донской государственный технический университет

Донской государственный технический университет

История университета

Индустриализация страны и, в частности, строительство "Ростсельмаша" требовала организационных мер для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в области сельскохозяйственного машиностроения. В связи с этим история Донского государственного технического университета неотделима от истории становления и развития промышленности на Юге России. Начало деятельности ДГТУ было положено 14 мая 1930 г. [1], когда на базе механического факультета Донского политехнического института (ДПИ), ныне Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) был организован институт сельскохозяйственного машиностроения с передачей его в ведение Союзсельмаша. Первое название института Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения (СКИСХМ) подчеркивало не столько его расположение, сколько региональную направленность его деятельности. Материальная база СКИСХМа и его научно-педагогические кадры организовывались на базе специальности сельскохозяйственного машиностроения механического факультета ДПИ[2] и в 1930 году составляли две кафедры "Сельскохозяйственные машины" и "Технология металлов", 5 кабинетов: сельхозмашин, подъемно-транспортных машин, деталей машин, чертежный и модельный, а также механические мастерские, станция испытаний сельскохозяйственных машин, научно-исследовательское бюро по стандартизации сельскохозяйственных машин и библиотека. Штат преподавателей СКИСХМа был определен в количестве 12 человек [3], число студентов II - V курсов 217.

Территориально СКИСХМ располагался в Новочеркасске в главном корпусе ДПИ на площади 2127 м2.

Директором СКИСХМа был назначен Л.Б. Суница, его заместителями профессор П.В. Кондратьев и И.З. Толпекин. Первый набор в институт (1930) составил 125 человек. [4]

Основу преподавательского корпуса нового Вуза составили преподаватели и научные сотрудники ДПИ, такие как профессор Ган В.Ю., профессор П.В. Кондратьев, доцент Крутиков П.В., Ефименко З.Д., Секретев И.И., Бездитно И.С., Хмелевский Е.И., Муравин Ф.А., Варфоломеев Б.И., Толпекин И.З., Розенблат Е.М. и др.

С момента организации и по настоящее время Вуз развивается как образовательное учреждение, в руководстве и коллективе которого хорошо понимали и понимают, что уровень подготовки специалистов определяется, прежде всего, уровнем проводимых научных исследований. Поэтому научная работа в истории ДГТУ всегда рассматривалась с одной стороны как важнейшая компонента учебно-воспитательного процесса, а с другой, как необходимое условие для обеспечения тесной связи науки и производства. Тематика развернутых в СКИСХМе научных исследований формировалась на базе теснейших связей ученых и преподавателей Вуза с работниками флагмана отечественного сельхозмашиностроения завода "Ростсельмаш", и дело здесь не только в том, что профессор Ган В.Ю. и профессор Крутиков И.П. были в составе коллектива разработавшего технический проект завода, но и в том, что в ноябре 1930 года было принято решение о целесообразности размещения СКИСХМа в г. Ростове-на-Дону, фактически на территории "Ростсельмаша". Совместными усилиями директора "Сельмашстроя" Н.П. Глебова-Авилова и директора СКИСХМа Л.Б. Суницы удалось решить вопрос о выделении средств на строительство учебного корпуса и общежития на территории, прилегающей к заводу "Ростсельмаш" и в кратчайшие сроки обеспечить выполнение большого объема строительно-монтажных работ при активном участии коллектива института.

1 октября 1932 года было завершено перебазирование СКИСХМа в г. Ростов-на-Дону и 1932-1933 учебный год был начат в новом пятиэтажном корпусе Вуза. В первые годы существования института подготовка специалистов в СКИСХМе велась по двум направлениям:

  • Сельскохозяйственные машины,
  • Холодная обработка металлов

под которые формировалась и соответствующая тематика научных исследований:

  • Конструирование сельскохозяйственных машин.
  • Совершенствование технология производства сельскохозяйственной техники.

Начало этим направлениям научной деятельности Вуза положено в созданном в структуре СКИСХМа научно-конструкторском бюро (НКБ), где работал коллектив молодых инженеров выпускников ДПИ и СКИСХМа 1929-1930г.г. выпуска и студенты старших курсов института. Руководили НКБ профессор Ган В.Ю. и Крутиков Н.П. Из наиболее заметных разработок НКБ необходимо выделить разработки конструкций первых советских тракторных плугов ТП-3-30 и ТП-4-30, а также совершенствование, применительно к производству на "Ростсельмаше", конструкций культиваторов, сеялок, сноповязалок и других сельскохозяйственных машин.

В период с 1939 по 1947 год ВУЗ назывался Ростовский-на-Дону Машиностроительный Институт.

В 1931 году на базе НКБ СКИСХМа был организован Северо-Кавказский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института сельхозмашиностроения (ВИСХОМ), директором которого был назначен выпускник СКИСХМа Исаенко А.А., а научным руководителем Крутиков Н.П. Разработка отечественного зерноуборочного комбайна "Сталинец" удостоенного в 1937 году Гран-при на Международной промышленной выставке в Париже и организация его серийного производства на "Ростсельмаше" одна из наиболее ярких страниц в деятельности СКИСХМа, НКБ и Северо-Кавказского филиала ВИСХОМ.

После перебазирования в г. Ростов-на-Дону СКИСХМ был переименован в Ростовский-на-Дону институт сельхозмашиностроения (РИСХМ).

Совершенствование производства сельскохозяйственной техники связывалось в те годы, прежде всего, с повышением производительности металлообрабатывающего оборудования и обеспечения необходимой надежности и долговечности сельскохозяйственных машин. Наиболее заметные разработки в этом направлении были достигнуты в области внедрения на заводе "Ростсельмаш" скоростного резания металлов и в области исследования трения и износа металлов. Касаясь исследования трения и износа необходимо отметить, что это были первые научные исследования в регионе в области трибологии, начатые профессором Н.Н. Дъяковым (1883-1951 г.г.) и продолженные доцентом Лифшицем Я.Г. (1899-1982 г.г.) в специализированной лаборатории трения. Из стен этой лаборатории вышла первая монография трибологической направленности [5] и первый в России справочник коэффициентов трения. [6]

С 1938 году РИСХМ был переименован в РМИ (Ростовский машиностроительный институт), а в 1947 году вновь в РИСХМ и под этим названием долгие годы (до 1992г) оставался ведущим Вузом сельскохозяйственного машиностроения в стране. За первое десятилетие своей деятельности была существенно расширена материальная база Вуза, сформирован высококвалифицированный состав преподавателей, количество студентов в 1940 г увеличилось до 1000 человек.

В это время происходила частая смена руководства Вуза, который возглавляли директора А.К. Витковский (1931-1932 г.г.), Л.Е. Глущенко (1932-1935 г.г.), С.А. Сериков (1935-1938 г.г.), П.А. Чикиш (1938-1939 г.г.). В 1939 г. директором института был назначен И.И. Смирнов. 30-е годы были годами интенсивного развития института. За этот период произошло образование в 1934 г. первых трех факультетов: общетехнического (декан Лифшиц Я.Г.), механического (декан Крутиков И.П.) и вечернего (декан Яковлев Т.Ф.). К 1940 году в институте функционировали 21 кафедра, 17 лабораторий, 14 учебных кабинетов, павильон сельскохозяйственных машин. Научно-техническая библиотека располагала необходимым количеством научно-технической и учебной литературы, число томов превышало 100000. Заметно изменился и профессорско-преподавательского состав Вуза, так в 1940 г. в институте работали 6 штатных профессоров, 19 доцентов, 19 старших преподавателей и 25 ассистентов и преподавателей, в том числе 2 доктора наук и 9 кандидатов наук. За период с 1930 по 1940 г. институт подготовил около 1000 инженеров. среди выпускников Вуза этого периода директор завода "Ростсельмаш" Н.П. Глебов-Авилов, зам директора Иванов А.Н., главный механик завода В.И. Климов, зам. главного инженера К.И. Бронников, начальник КБ главного технолога К.О. Гаспариков, начальник бюро новой техники А.М. Шехтер, начальник лаборатории сварки Б.М. Контров, заведующий сектором хозрасчета завода "Красный Аксай" Я.Г. Лифшиц, конструктор Рыбин В.И., в будущем директор "Ростсельмаша" и др.

Заметным событием в жизни института была организация и выпуск еженедельной газеты "Втузовец" (редактор - студент Калашников Т.Д.).

В 30-е годы закладывались традиции нашего института, которые сохраняются до сих пор. Это, прежде всего, упорядоченная культурно-массовая работа (студенческая самодеятельность РИСХМа была и остается одной из лучших в регионе), спортивно-массовая работа (общеизвестны успехи спортсменов РИСХМа), шефская помощь селу и т.д.


Успехи нашего института в научной и учебной работе, а также в общественной деятельности за первые 10 лет существования были столь значительны, что он стал передовым Вузом Наркомата среднего машиностроения НКСМ СССР. Ростовский машиностроительный институт три года подряд (1938-1940г.г.) занимал первое место в соревновании Вузов отрасли, трижды награждался переходящим Красным знаменем "Лучшему Втузу Наркомата". [7]

Годы Великой отечественной войны в истории института, как и в жизни всего нашего народа, занимают особую страницу. Уже в 1941 - 1942 учебном году коллектив перешел на учебные планы военного времени, предусматривающие сокращение срока обучения с 5 до 3,5 лет. Многие студенты и преподаватели уходили на фронт. Часть студентов была направлена для завершения образования в артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского. Многие добровольно записались в созданный в Ростове-на-Дону полк народного ополчения. Так под командованием зав. кабинетом общественных наук Т.А. Малюгиной (ее имя увековечено в названии одной из улиц нашего города) был организован санитарный взвод народного ополчения в составе: лаборанта Бойко В.Г., заведующей кафедрой иностранного языка - Марковой Т.И., заведующей библиотекой - Степановой Л.Ф., студентов Шуры Ивановой-Вяземской, Зины Козловой, Ивана Полеводина, Вали Кишельгольф, Лени Мовшевича, Германа Елецкого и др.

После ухода на фронт в августе 1941 года директора института И.И. Смирнова руководителем Вуза (и.о. директора) был назначен Я.Г. Лифшиц, а через месяц, после его призыва в армию В.И. Лепорский, на долю которого выпали наиболее трагические времена в истории института.

В ноябре 1941 года началась эвакуация РМИ в Ташкент. Большая часть имущества Вуза была утрачена под бомбежками немецкой авиации. Бесследно пропал архив института, многие его реликвии, в огне войны "сгорела" библиотека.

Но самые тяжелые потери для Вуза это потери его студентов, преподавателей и сотрудников. В ноябре 1941 года в боях за Ростов-на-Дону погибли Малюгина Т.А., под г. Бельцы в 1942 г. студент Ларин Г.И., в 1942 г. погиб на Миус-фронте студент Мовшевич Л., под Сталинградом сложили свои головы студенты М. Жураковский, С.Л. Тумаков, Д.К. Ильченко, в Крыму погибли доцент, к.т.н. Ревич. О.Я. и ст. преподаватель Клетенник Д.И., под Харьковом погиб к.т.н., доцент Львовский П.И., в 1943 году в на Курской дуге погиб студент Пихельсон Л.Х., за линией фронта трагически погибли студентки Зина Козлова и Шура Иванова-Вяземская, выполняя спецзадание командования; в Тираспольской тюрьме был зверски замучен бывший редактор институтской газеты "Втузовец" К.С. Гришин.

Тем не менее, до лета 1942 года институт продолжал работать в Ростове-на-Дону, а уже в октябре 1942 г. возобновил свою работу в Ташкенте. [8]

В мае 1943 г. был организован первый за военные годы прием в Ростовский машиностроительный институт и в августе 1943 г. на первый курс было зачислено 150 человек. 1 февраля 1943 г. и.о. директором института стал доцент Лебиотко Л.И., а 5 февраля 1944 г. директором института был назначен Л.В. Красниченко, с именем которого связано 30 лет из 70-летней истории ДГТУ.

После освобождения Ростова-на-Дону в 1943 году было принято решение о реэвакуации института, а уже 2 октября 1944 года РМИ начал учебный год в г. Ростове-на-Дону. К этому времени удалось собрать только 256 человек оставшихся в городе студентов и 32 преподавателя. 1944-1945 учебный год проходил в неимоверно тяжелых условиях: помещения практически не отапливались, не хватало мебели, общежитие было разрушено, преподаватели и студенты часто голодали. Однако активность и энтузиазм коллектива были настолько велики, что в январе 1945 года состоялся выпуск 32 инженеров.

Победа в великой отечественной войне дала новый импульс в развитии института. Вернувшиеся с фронтов преподаватели и студенты с энтузиазмом взялись за восстановление своего родного Вуза.

4 сентября 1947 [9] года институт был вновь переименован в РИСХМ. В структуре РИСХМа были организованы три дневных факультета: "Сельскохозяйственные машины" ( декан, к.т.н, доцент Тепенкичиев), "Горячая обработка металлов" (декан, к.т.н., доцент Хорошев И.И.) и "Сварочное производство" (декан, к.т.н. Шейнин В.И.).

Большое значение для послевоенного развития РИСХМа, как профильного Вуза сельскохозяйственного машиностроения имела правительственная поддержка [10] , предусматривающая в числе других мероприятий по подъёму сельскохозяйственного машиностроения капитальное строительство для развития учебно-лабораторной базы и социальной инфраструктуры Вузов, работающих в интересах отрасли. Уже в октябре 1947 года начато проектирование нового комплекса зданий РИСХМа на окраине г. Ростова-на-Дону, в районе Андреевской рощи. Сегодня это центр города, а главный корпус ДГТУ, построенный по проекту архитектора И.Г. Бугрова, одно из его украшений - памятник архитектуры республиканского значения.

Торжественная закладка первого камня в фундамент главного корпуса РИСХМа была произведена 22 марта 1949 года.

Одновременно велась большая организационная работа по восстановлению преподавательского корпуса и численности студентов. В 1945 году на первый курс было принято 243 студента, через 10 лет в 1955 году число студентов РИСХМа составило 2345 человек, что более чем в 2 раза превышало уровень 1940 года. Штатный состав преподавателей в 1944 году составлял немногим более 10 человек, в 1946 году уже 62, а в 1955 году учебный процесс вели 132 человека, 23% которых имели ученые степени и звания.

Традиционные направления научных исследований в РИСХМе, связанные с обеспечением страны эффективной сельскохозяйственной техникой нашли в первые послевоенные годы свое воплощение в практике производства сельхозмашин.

Так в 1947 году доцент РИСХМа Попов И.Ф. в составе творческого коллектива с инженерами завода "Ростсельмаш" был удостоен государственной (Сталинской) премии за разработку конструкции и организацию серийного производства одно из лучших в то время в мире, зерноуборочного комбайна "Сталинец-6", а профессором Крутиковым Н.П. разработана конструкция комбайна для уборки кукурузы и подсолнечника.

Одновременно с этими, традиционными для РИСХМа, работами появляются новые направления НИР, такие как обработка металлов давлением, сварочное производство, технология машиностроения. Непременным условием проведения НИР в те годы в институте считалась взаимосвязь науки и производства. Опыт взаимодействия РИСХМа с заводами "Ростсельмаш" и "Красный Аксай", как пример плодотворного и эффективного сотрудничества учебного Вуза и производства широко освещался в центральной печати и был рекомендован для широкого использования в стране. [11]

Итогом такого сотрудничества РИСХМа и "Ростсельмаша", в частности, стала программа "Улучшение технологии производства и конструкций сельхозмашин завода "Ростсельмаш"", в рамках которой были объединены все научные работы выполняемые в институте.

В 1950 году РИСХМ вышел победителем в соцсоревновании Вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. [12] В 1953 году за успехи в учебном процессе и научных исследованиях большая группа преподавателей РИСХМа была удостоена высоких государственных наград. Профессор Крутиков Н.П. был награжден орденом Ленина, доцент Лепорский В.И. - орденом Трудового Красного Знамени, доценты Лифшиц Я.Г., Смирнов И.И., Щербаков К.Ф. и ст. преподаватель Рябинин Б.В. - орденом Знак Почета. Медалями был отмечен труд многих других преподавателей и сотрудников РИСХМа.

Начало современной истории РИСХМа, характерной особенностью которой является непрерывное расширение спектра предоставляемых образовательных услуг и развитие научных исследований в новых для РИСХМа областях научной деятельности, совпало в конце 50-х начале 60-х годов с прорывом человечества в космическое пространство, когда был пущен в эксплуатацию главный корпус института, расположенный на площади с символическим адресом Гагарина,1.

Открытие новых специальностей: автоматизация производственных процессов (1960), приборы точной механики (1959), машины и технология литейного производства (1960) и реорганизация структуры Вуза: создание факультета "Технология машиностроения" и заочного факультета позволило РИСХМу своевременно ответить на потребность промышленности, в подготовке инженерных кадров по новым специальностям. Постепенно из профильного Вуза сельхозмашиностроения РИСХМ превращался в традиционный политехнический институт, а его название уже в 80-х годах перестало соответствовать содержанию образовательного процесса, что в определенной степени сдерживало развитие института, особенно в годы застоя.

В 1959 году на базе РИСХМа и "Ростсельмаша" был организован один из первых в СССР завод-ВТУЗ, впоследствии ставший самостоятельным вузом (1984 г.) - Ростовская государственная академия сельхозмашиностроения.

В 1973 году Л.В. Красниченко на посту ректора сменил Гриньков Ю.В. В 1980 г. ректором стал И.А. Долгов академик.

В этом же году за заслуги в деле развития высшего образования и в связи с 50-летием РИСХМа был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.

В 1983 году ректором РИСХМа стал Ю.А. Устинов, который особое внимание уделил развитию в институте научных исследований, связанных с оборонными отраслями промышленности + информатизация.

С 1988 года ректором РИСХМа (с 1992 - ДГТУ) является А.А. Рыжкин.

1992 год является одной из наиболее значимых дат в истории Вуза. Преобразование 24 декабря 1992 года Ростовского-на-Дону Ордена Трудового Красного знамени института сельскохозяйственного машиностроения в Донской государственный технический университет [13] было логическим завершением проводимой долгие годы в Вузе работы и констатацией факта: ДГТУ - многопрофильное высшее техническое учебное заведение.

Сегодня ДГТУ это 9 факультетов и более 40 специальностей высшего профессионального образования, технический лицей, Колледж экономики, управления и права : для иностранных граждан и 6000 студентов. Учебный процесс в ДГТУ ведут 650 преподавателей, 65% которых имеют ученые степени и звания. В университете работают 65 докторов наук, профессоров.

Университет располагает 6 учебными и научно-производственными корпусами, специализированными классами и лабораториями; в университете функционирует локальная компьютерная сеть, объединяющая все подразделения, с выходом в региональные и глобальные информационные сети.

ДГТУ крупнейший в регионе научно-исследовательский центр. ДГТУ является штаб-квартирой Южного отделения Российской академии технологических наук, Северо-Кавказского отделения Российской академии проблем качества и Южно-Российского отделения международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности.

Университет осуществляет научные программы совместно с Вузами и научными учреждениями Великобритании, Германии, Польши, Индии; является членом международных научных образовательных ассоциаций.

Научно-исследовательская работа - основа высокого уровня образования в ДГТУ и подготовка кадров высшей квалификации в университете ведется по приоритетным направлениям науки и техники: Математический анализ, Механика деформируемого твердого тела, Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры, Физика твердого тела, Машиноведение, системы приводов и детали машин, Материаловедение, Машины и агрегаты (по отраслям), Трение и износ в машинах, Технология машиностроения, Технология и оборудование механической и физико-технической обработки, Технология и машины обработки давлением, Технология и машины сварочного производства, Металловедение и термическая обработка, Порошковая металлургия и композиционные материалы, Системный анализ, управление и обработка информации, Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям), Технологии и средства механизации сельского хозяйства, Охрана труда, Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям), Экономика и управление народным хозяйством (промышленность), Философия науки и техники, Социальная философия.

Важнейшей задачей при проведении НИР и ОКР в ДГТУ была и остается традиционная для Вуза связь науки с производством.

ДГТУ сегодня это - Вуз, готовящий специалистов XXI века - разносторонне образованных, обладающих широким кругозором, высоким чувством ответственности и патриотизма, готовых вступить в активную самостоятельную жизнь специалистов. Выпускник ДГТУ - это широко образованная, гармонично развитая личность, нацеленная на творческое самообразование.


[1] Приказ наркома просвещения № 259 от 14.05.1930 г.
[2] ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 69, арх. 2107, лл. 66, 66 об.
[3] ГАРО, ф. 4268, оп. 1, арх. 415, л. 43.
[4] ИГА НХ СССР, ф.9424, оп. 39, ед.80. л. 5.
[5] Лифшиц Я.Г. Механизм истирания и трения серого чугуна по стали, в связи с проблемой замены цветных металлов серым чугуном. Ростов-на-Дону: Издание Азово-Черноморского краевого научного инженерно-технического общества машиностроения (1935)
[6] Лифшиц Я.Г., Журавлев А.З., Олесов А.В. и др. Справочник коэффициентов трения машиностроительных материалов при разных режимах работы. Коэффициенты сухого трения машиностроительных материалов (сталь, чугун, дерево) при небольших давлениях и скоростях. Ростов-на-Дону: Азово-Черноморское краевое книгоиздательство (1937)
[7] Приказ НКСМ № 704 от 21.11.1940 г. и ГУУЗ НКСМ № 39/323 от 23.12.1940 г.
[8] Распоряжение СНК Узб. сср № 184 от 23.09.42 Приказ ректора РМИ №5 от 17.10.42
[9] Приказ МВиССО СССР № 1299 от 4.09.1947
[10] Постановление СМ СССР № 2917 от 17.08.1947
[11] Известия 16.04.1949, Правда 28.06.1949; 18.04.1950, Труд 16.11.1949
[12] Приказ МВиССО СССР № 777 от 13.05.1950.
[13] Приказ Мин ВШ и ТП РФ № 1133 от 24.12.1992.


Адрес:  Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1
Яндекс.Карта: 
loading map...

Back to the list