История Ростова-на-Дону
История превращения Ростова-на-Дону в один из крупнейших городов юга России динамична: от
официального признания Ростова городом (1806 г.) до времени его усиленного роста и развития
(1880–1900-е гг.) прошло менее ста лет.
Но задолго до того, в 1749 году, на месте современного Ростова по указу императрицы
Елизаветы
Петровны была учреждена Темерницкая таможня. С этого времени и принято вести отсчет истории
города.
Другой предшественницей Ростова-на-Дону стала крепость, основанная для защиты южных русских
границ в
1761 году, также по указу Елизаветы. Она получила имя святителя Димитрия (1651–1709),
митрополита
Ростовского и Ярославского, известного своей просветительской деятельностью. Название
постепенно
трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, потом просто Ростов
и,
наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, – Ростов-на-Дону. Город расположился
на
перекрестке сухопутных и водных дорог, что способствовало его росту и развитию, торговый
порт
принимал суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов.
До середины XIX века в Ростове было всего 14 улиц, медленно прибавлялось число каменных
строений. Но
уже во второй половине XIX в. город поражал современников темпами развития и бурного
роста.
Исключительно выгодное географическое положение, развитие порта и железнодорожного
сообщения,
бесспорная предприимчивость его жителей – все это способствовало стремительному превращению
его в
«русский Чикаго» и «донской Вавилон». В начале XX века Ростов становится крупнейшим центром
международной торговли на юге страны и третьим в России по величине внешнеэкономического
товарооборота. Город приобретает европейский вид, здесь действуют 17 консулов иностранных
держав,
растет число учебных заведений.
К началу XX в. в Ростове было уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как
Главные
мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай»,
судостроительный,
гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики… В этот же период
сформировался
и архитектурный облик делового центра, в котором тон задавали здания, построенные
выдающимися
архитекторами, как местными, так и столичными.
После революции и гражданской войны город развивался вместе со всей страной. К концу 1930-х
годов по
численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших
городов
Советского Союза. В этот же период окончательно оформилось и слияние Ростова с соседней
Нахичеванью-на-Дону – городом, который был основан в одном из форштадтов крепости Димитрия
Ростовского армянскими переселенцами из Крыма (границы двух городов, расположенных бок о
бок,
постепенно стирались и сохранились лишь в названиях. Так, Нахичеванский переулок – бывшая
граница,
Нахичеванская межа).
В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия
перешла
от обороны в наступление. Потери были огромны: фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч
мирных
жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство, в развалины были превращены центральные
районы
города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фабрик
и
заводов уцелело только шесть. Благодаря беззаветному труду горожан Ростов-на-Дону поднялся
из руин,
были восстановлены многие полуразрушенные здания, выстроены целые районы, город украсили
памятники,
парки и скверы.