Приезд Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова в Ростов-на-Дону в 1908 году

Ростов-на-Дону в период царствования Императора Николая II превращается в важный центр культурной жизни.

На начало XX века приходится большое количество гастролей приезжавших сюда артистов театра балета, музыкальных трупп и оркестров. Это было время расцвета Серебряного века, знаменовавшего собой приезд знаменитых исполнителей из Санкт-Петербурга, Москвы. Расцвет всех видов искусства, происходящих в столичных городах Санкт-Петербурге и Москве, как в зеркале отразились в культурной жизни Ростова.

Большим событием в музыкальной жизни провинциального города был приезд дирижера, исполнителя и композитора М.М. Ипполитова-Иванова.

Вот как описывает газета «Приазовский край» от 21 июня 1908г., состоявшийся в летнем «приказничьем» клубе, который был расположен в Юго-Западной части городского сада, симфонический концерт М.М. Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал. Но прежде чем пригласить читателя на концерт Ипполитова-Иванова, несколько слов хочется сказать о знаменитом Ростовском летнем «приказничьем» клубе. В  этом летнем клубе проводились концерты симфонических оркестров. Ещё во времена Городского Головы Андрея Матвеевича Байкова существовала идея создать Ростовскую Оперу, по примеру Таганрога и наверное если бы Андрей Матвеевич прожил бы немного больше, его мечта осуществилась бы и в Ростове-на-Дону была бы своя собственная опера. Наверняка Андрей Матвеевич использовал бы всё своё влияние,  приложил бы свою огромную энергию и его мечта о собственной Ростовской опере была бы осуществлена.  По инициативе  А. М. Байкова в «приказничий» клуб был приглашён симфонический оркестр из  г.Таганрога  и музыкальные вечера с участием этого оркестра являлись  составной частью музыкальной жизни Ростова-на-Дону. Приезжали с гастролями и cимфонические оркестры из других городов: — в первую очередь из Москвы и Санкт-Петербурга. Надо отметить, что не только музыкальная публика любила бывать в летнем «приказничьем» клубе. Клуб был также знаменит своими картёжными скандалами, устраиваемыми любителями «пульки» и «виста» с их хитрыми шулерскими картёжными номерами, привлекающими праздных ростовцев. Может быть поэтому в этот вечер по аллеям летнего «приказничьего» клуба было невозможно пройти.

В газете отмечалось, что этот концерт привлек такую массу публики, что по аллеям  летнего «приказничьего» клуба можно было двигаться с трудом. Когда же удалось немного приблизиться и увертюра  «Яр-Хмель» оказалась стильной, грациозно нарисованной картиной языческого праздника весны в древней Руси».

Двое ростовцев следили за концертом не имея возможности подойти ближе к сцене «из прекрасного далёка».

Лишь ко второму отделению двоим нашим героям-ростовцам с большим трудом посчастливилось поместиться чуть ближе к «месту происшествия». «Мы все-таки не улавливали исполнение целиком» говорили они позднее из-за постоянного шума и постоянно подносившихcя к сцене цветов и аплодисментов Ипполитову-Иванову.

Несмотря на то, что мы не улавливали исполнение целиком, мы видели тонкие интересные нюансы, интересно задуманные и воспроизведённые, которые обличали в дирижере большого знатока оркестра, мастерски распоряжавшегося своим оркестром как полководец армией.

Такие же качества сопровождали и передачу «популярнейших кавказских эскизов», оркестровой сюиты, написанной самим автором – Ипполитовым-Ивановым под впечатлением картин и сюжетов почёрпнутых им во время пребывания и работы в Тифлисе в качестве преподавателя и ректора консерватории из жизни народов Кавказа и состоящей из четырёх частей: «В ущелье», «В ауле», «В мечети», «Шествие Сардаря». Великолепно подобранные к каждому из соответствующих четырёх частей музыкальные инструменты, руководимого Ипполитовым-Ивановым симфонического оркестра, создавали у слушателей полную картину жизни народов Кавказа с их самобытными танцами, великолепно передавали колорит гор, журчание горных ручьёв и воинственный пыл темпераментных горцев. К сожалению, к  концу этой великолепной оркестровой сюиты, произведшей на нас огромное впечатление, как рассказывали впоследствии наши герои ростовцы, мы снова были оттеснены под напором толпы. Нам очень понравился солист вечера г-н Крюгер, выступавший с «вьетановским» концертом на «bis» («на бис») с присущими ему солидными достоинствами.

Композитор и дирижер М. М. Ипполитов Иванов вел запись и обрабатывал народную музыку. 

     Особенно творческим был период его работы в Тбилиси с 1884 по 1893  год. Именно отсюда в 1893 году он был замечен и приглашен Петром Ильичём  Чайковским в Москву в качестве профессора консерватории. Позже, в 1906-1922 годы, Михаил Ипполитов-Иванов был директором Московской консерватории. В  период своего пребывания в Тбилиси и на Кавказе он собрал богатую и  разнообразную коллекцию прекрасной музыки народов Кавказа. В 1908 году в июле  Ипполитов-Иванов  был  уже очень известным и широко прославившийся,  как  дирижер и исполнитель своих произведений, а также произведений других авторов. Будучи крупнейшим музыкальным этнографом, посетил Ростов-на-Дону и Нахичевань. В национальной и культурной  жизни Нахичевани, вступившей в полосу своего расцвета в Серебряном Веке – то  есть в эпоху царствования Николая II , когда культурная и духовная жизнь по  всей России засверкала всеми красками и достигла своего апогея, именно в это время большой популярностью стали пользоваться народные инструменты. Ансамбли армянской народной музыки стали необыкновенно любимы всеми, как в  Ростове-на-Дону, так и в Нахичевани. Даже Городская Управа не осталась вдалеке  от этих культурных мероприятий и поскольку просьбы на разрешение об игре на национальных инструментах поступали в Управу в большом количестве, выдавались  такие разрешения, как целым коллективам, так и отдельным лицам. Так некий  М. Барабланч получил разрешение играть в Нахичеванской "Балабановской  роще" на национальных музыкальных инструментах. (Об этом сообщала в июне 1908 года газета "Приазовский Край"). В первую очередь речь шла о сазандарах ( название произошло от  персидского названия "сазенде" то есть музыкант). Эти ансамбли, созданные из музыкантов, играющих на народных струнных щипковых музыкальных  инструментах, были очень популярны в Азербайджане, Армении, Дагестане, а также в Иране. Исполнитель опирает корпус инструмента о верхнюю часть груди, шейку инструмента, он в это время придерживает и играет плектором, защипывая поочёредно все струны. Мелодия при этом создается очень гармоничная и тональная. Петь под эту колоритную музыку было очень удобно и красиво.

     Во время своего пребывания в Ростове-на-Дону М. М. Ипполитов-Иванов  посетил между прочим и Армянский Сад в Нахичевани, где играли и пели  сазандары. Прослушав несколько раз их игру и пение, он задумал написать на  эту тему армянскую рапсодию. В настоящее время, как мы слышали, эта рапсодия  им уже написана и на днях прислана дирижеру оркестра «приказничьего» клуба А.И. Орлову. Новое сочинение (ор.48) будет исполнено оркестром «приказничьего» клуба  18 июля 1908 года. (Об этом событии сообщила газета "Приазовский  Край" 9 июля 1908 года.). Возможно А.И. Орлов, не решившись дирижировать, уступил своё место у дирижёрского пульта самому автору.  Где же в Ростове-на-Дону выступал Ипполитов-Иванов? Некоторые читатели могут подумать, что Ипполитов-Иванов, по приезде в Ростов-на-Дону  выступал в коммерческом клубе, то есть на том месте, где сейчас находится Первомайский парк. Однако это не так. Он выступал именно в летнем «приказничьем» клубе, то есть в летнем отделении  клуба в городском саду, зимний же  клуб приказчиков, который является сейчас государственным объектом и охраняется государством как памятник, находился на Казанской  улице.

Иванов-Ипполитов (Михаил-Михайлович) – русский композитор, родился в 1859 году, окончил курсы в Санкт-Петербургской консерватории, был дирижером в музыкальной школе в Тифлисе, там же дирижировал оперой, теперь профессор в московской консерватории. Сочинил балладу «Лесной царь» для соло хора и оркестра, а так же симфоническую картину «Яр - Хмель» и оперу «Русь».

Брокгауз и Ефрон  1894г.

М. М. Ипполитов-Иванов – директор Московской консерватории, дирижер (принимал участие в постановке) руководил постановкой и дирижированием оркестра, принимал участие в торжествах посвященных коронации Его Императорского Величества Государя императора Николая II. Коронация происходила в Санкт-Петербурге в 1896 году. В концерте принимали участие учащиеся училищ, являющиеся учениками М.М. Ипполитова-Иванова. В присутствии коронованных особ.

Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.