История Ростова-на-Дону

История Ростова-на-Дону

История превращения Ростова-на-Дону в один из крупнейших городов юга России динамична: от официального признания Ростова городом (1806 г.) до времени его усиленного роста и развития (1880–1900-е гг.) прошло менее ста лет. 

Но задолго до того, в 1749 году, на месте современного Ростова по указу императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Темерницкая таможня. С этого времени и принято вести отсчет истории города. 

Другой предшественницей Ростова-на-Дону стала крепость, основанная для защиты южных русских границ в 1761 году, также по указу Елизаветы. Она получила имя святителя Димитрия (1651–1709), митрополита Ростовского и Ярославского, известного своей просветительской деятельностью. Название постепенно трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, потом просто Ростов и, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, – Ростов-на-Дону. Город расположился на перекрестке сухопутных и водных дорог, что способствовало его росту и развитию, торговый порт принимал суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. 

До середины XIX века в Ростове было всего 14 улиц, медленно прибавлялось число каменных строений. Но уже во второй половине XIX в. город поражал современников темпами развития и бурного роста. 

Исключительно выгодное географическое положение, развитие порта и железнодорожного сообщения, бесспорная предприимчивость его жителей – все это способствовало стремительному превращению его в «русский Чикаго» и «донской Вавилон». В начале XX века Ростов становится крупнейшим центром международной торговли на юге страны и третьим в России по величине внешнеэкономического товарооборота. Город приобретает европейский вид, здесь действуют 17 консулов иностранных держав, растет число учебных заведений.

К началу XX в. в Ростове было уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики… В этот же период сформировался и архитектурный облик делового центра, в котором тон задавали здания, построенные выдающимися архитекторами, как местными, так и столичными. 

После революции и гражданской войны город развивался вместе со всей страной. К концу 1930-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза. В этот же период окончательно оформилось и слияние Ростова с соседней Нахичеванью-на-Дону – городом, который был основан в одном из форштадтов крепости Димитрия Ростовского армянскими переселенцами из Крыма (границы двух городов, расположенных бок о бок, постепенно стирались и сохранились лишь в названиях. Так, Нахичеванский переулок – бывшая граница, Нахичеванская межа). 

В героическую летопись Великой Отечественной войны Ростов вошел как город, где Красная Армия перешла от обороны в наступление. Потери были огромны: фашисты расстреляли и замучили десятки тысяч мирных жителей, около 50 тысяч человек угнали в рабство, в развалины были превращены центральные районы города, взорваны и сожжены здания театров, институтов, клубов, школ, больниц. Из 270 фабрик и заводов уцелело только шесть. Благодаря беззаветному труду горожан Ростов-на-Дону поднялся из руин, были восстановлены многие полуразрушенные здания, выстроены целые районы, город украсили памятники, парки и скверы. 

Создать QR-код