Турагентства попросили помощи у депутатов Ростовской области

Банкротство «Лабиринта» подорвало всю туристическую отрасль 

За последний месяц о своём банкротстве заявили семь российских туроператоров, в том числе «Лабиринт». Практически все туристические компании и агентства, действующие на территории Ростовской области, сотрудничали с «Лабиринтом» и его банкротство ощутили на себе. — Из-за банкротства «Лабиринта» возросло недоверие туристов и, как следствие, начал падать спрос на туристические услуги, — сообщила генеральный директор ООО «Роза ветров Юг» Марина Амбарцумян на встрече с депутатами Законодательного собрания Ростовской области. Инициатором встречи депутатов Заксобрания области и руководителей турфирм выступили представители комитета по молодёжной политике, физической культуре, спорту и туризму. 

Открыл встречу заместитель председателя комитета по законодательству Сергей Петляков. — Я сам неоднократно пользовался услугами многих турфирм и туроператоров. А когда обанкротился «Лабиринт», прошёлся по нескольким компаниям и сделал выводы. Ни один гражданин Ростовской области на 99% не застрахован от той ситуации, в которую попали клиенты «Лабиринта». Во-первых, клиентов нужно предупреждать, что деньги не вернутся. Во-вторых, нужно, чтобы отель имел обязательства передо мной, а не перед туроператором, — начал Сергей Петляков. Представители отрасли, работающие на рынке Ростовской области, заявили, что они пострадали в этой ситуации ничуть не меньше самих туристов. Всю волну негатива и отчаяния клиентов турфирмам пришлось принять на себя. — Когда всё произошло, мы работали 24 часа в сутки. Мы звонили в отели по каждой заявке, узнавали, оплачен ли он, могут ли выезжать туристы. Были ситуации, когда в дорогом отеле нам подтверждали оплату, мы покупали билеты клиентам за свой счёт, но отели аннулировали бронь, а выплаченные деньги брали за долги прошлых заездов. 

К сожалению, туристам пришлось повторно оплачивать проживание в отеле, — рассказала директор ООО «Семь чудес света» Наталья Космина. Генеральный директор ООО «Росинтур» Светлана Земцева, в свою очередь, добавила, что сейчас её компания повторно покупает туристам билеты за свой счёт, потому что хочет остаться на рынке и не потерять доверие клиентов. — За свой счёт мы возвращаем деньги за туры. Для этого берём кредит в банке. Но нам нужна помощь, чтобы мы могли защитить своих граждан, — обратилась к депутатам Светлана Земцева. По мнению представителей туристической отрасли, причин, по которым банкротство «Лабиринта» повлияло на всю отрасль в целом, несколько. Во-первых, отсутствует действенный механизм возврата денежных средств по заключённому с турагентом договору. — Если бы при недостатке средств «Лабиринт» обратился к суду, задолженность перед агентами и туристами можно было погасить. Но из-за отсутствия механизма возврата денег туроператоры не могут быть привлечены к ответственности. А туристы даже не могут получить соответствующее возмещение по договору, — отметила Марина Амбарцумян. Во-вторых, объём финансовой гарантии, которую страховая компания предоставляет туроператору, часто недостаточен для погашения задолженности перед туристами. — Мы предлагали в Москве привязать объём выдаваемой фингарантии к объёмам продаж туристических путёвок. А объём продаж часто зависит от сезона. Московские операторы нас не поддержали, они лоббировали свои интересы, чтобы сохранить монополию в регионах, — отметила генеральный директор ООО ТКФ «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. В-третьих, туроператоры не обязаны выдавать клиентам и представителям турагентств ваучер принимающей стороны с отметкой об оплате. — Турагентства всегда несут ответственность перед своими клиентами. Но мы заложники системы бронирования: если мы не перечислим деньги оператору, бронь автоматически снимается. Мы, может быть, и не хотим работать с туроператорами, но как по-другому? Тогда можно вообще закрываться, — заявила генеральный директор ООО ТК «Круиз» Наталья Позднякова. Представители турагентств обратились к депутатам Заксобрания с просьбой внести поправки в федеральный закон № 132 «Об основах туристической деятельности». По их мнению, лишь изменив законодательство, можно коренным образом исправить ситуацию в отрасли. — Давайте ни на кого не пенять. Проблема, прежде всего, в нашем законодательстве. Несколько лет назад первым, кто объявил о приостановке деятельности и банкротстве, была крупнейшая компания «Капитал-Тур». Люди потеряли огромные деньги, но всё осталось безнаказанным. Пока у нас не будет грамотного закона, подобные ситуации будут повторяться, — добавила Наталья Позднякова. Поправки, по мнению представителей турагентств, должны касаться в первую очередь страховки: каждая туристическая путёвка должна быть застрахована. Тогда и риски самих операторов будут автоматически застрахованы. — Чем быстрее наши законодатели начнут работу в сторону страхования каждого туриста от невыполнения обязательств туроператора по аналогам медстраховки, тем скорее и мы, и клиенты будем максимально защищены, — заявила Марина Амбарцумян. — В случае невыполнения обязательств одного из поставщиков турпутёвки страховая компания возместит клиенту всю сумму. Но чтобы ввести такое регулирование, сначала нужно создать систему взаимодействия по цепочке: туроператор — турагентство — страховая компания. Идею о том, что корень всех проблем в туристической отрасли кроется главным образом в отсутствии должных законов, высказала и эксперт, старший преподаватель кафедры туризма Высшей школы бизнеса ЮФУ Лариса Помахина. Она подчеркнула, что во всём цивилизованном мире существуют антидефолтовые законы. — Два года назад РФ стала 156-м членом ВТО, которая запрещает демпинг (продажу товаров по искусственно заниженным ценам). Когда мы стали осваивать рыночные отношения в России, законодательной базой их не подкрепили. Не должно быть так, чтобы кто-то стремился уйти в минус, не подтвердив это экономическими основаниями. Антидемпинговый закон актуален для любых видов деятельности, — заявила Лариса Помахина. — С российским турбизнесом не случится ничего хорошего, он будет закрыт, если в ближайшее время к тем 40 законодательным актам, которые регулируют отрасль, не добавится федеральный антидемпинговый закон. Усугубляет ситуацию ещё и тот факт, что включение в федеральный реестр новых участников туристической отрасли проходит формально и без лицензирования. — У компании «Лабиринт» сменились владельцы, и никто из ростовских компаний не знал об этом. Когда идёт речь об обороте больших денег, кто-то должен это контролировать, информация об этом должна публиковаться. Мы должны понимать, что если сменился владелец, то, вероятно, в отрасли возможны какие-то изменения, — отметила Татьяна Нечепаева. — Мы считаем, что необходим надзорный контролирующий орган, который помог бы понять финансовую состоятельность компаний. Кроме того, представители турагентств и компаний попросили депутатов упростить процедуру признания прав туриста на оказание экстренной помощи. В России существует объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Турагентства попросили Законодательное собрание обратить внимание на его правовой статус. — Объединение «Турпомощь» не может выступать участником предпринимательского оборота и, соответственно, заключать договоры с контрагентами, с теми же авиакомпаниями, в рамках оказания экстренной помощи. Кроме того, ЧП произошло 2 августа, а члены объединения собрались только 5 августа. Следовательно, ни о какой оперативности и помощи не может быть и речи, — добавила Марина Амбарцумян. Депутаты Законодательного собрания Ростовской области, в свою очередь, заявили, что уже в ближайшее время будет создана рабочая группа. Её представители займутся проработкой поправок к федеральному закону, затрагивающих взаимоотношения участников туристической отрасли. Более того, по словам Сергея Петлякова, парламентарии направят депутатский запрос в Ростуризм о состоятельности тех операторов, которые работают на рынке Ростовской области. А также попытаются выяснить, почему демпинговые процессы в стране продолжают развиваться. 

Автор статьи: Наталья Гусаченко 
Источник: donnews.ru