Далее отмечалось, что помещение, как зала так и фойе, должны быть оборудованы вентиляцией, и давалось две недели под ответственность администратора для её установки. Казалось бы, была просто проявлена забота о пожарной безопасности, о жизни и здоровье людей. Но внимательное чтение заставляет нас сделать другой вывод. Упорно проводится мысль о том, что это помещение непригодно для любого вида клубной работы. Хотя было написано, что клубную работу можно было бы разрешить, но из текста мы видим нечто противоположное, так как «устройство электробиографа, например, полностью исключается - зал сцены и фойе размещены в подвальном помещении, уборные артистов расположены непосредственно за сценой без выхода. Всё это исключает возможность оборудования её декорациями и всем необходимых для декоративных постановок» -из этого можно заключить, что пожарники уже вмешиваются в святое святых для артистов и присваивают себе чуть ли не права режиссёров и постановщиков спектаклей! «Сама сцена имеет единственный выход» - и так далее.
Конечно, надо признать, что пожарникам того времени было виднее, и они грамотно, хотя и очень придирчиво описывают состояние непригодности зрительных залов в театре того времени. Возможно, что помещение было действительно очень тесно и непригодно для эксплуатации, но всё это было очагом культуры, в котором выступали такие артисты, как Владимир Яковлевич Хенкин (1883—1953), русский актёр театра, народный артист РСФСР (1946). Родился 8 (20) декабря 1883. На сцену вышел в 1902 г. Был знаменитым провинциальным комиком, играл в театрах Феодосии, Ташкента, Баку, Ростова-на-Дону, Киева. В 1908-м стал актёром московского театра «Буфф». С 1911-го много работал на эстраде, одним из первых освоил жанр пародии, исполнял куплеты и сатирические рассказы.
Первый большой успех пришёл к нему в программах Мюзик-холла (участвовал в них до закрытия Мюзик-холла в 1926). Его называли королём смеха. Частым гостем был на сцене и Фёдор Николаевич Курихин — выдающийся комик театра и кино, один из организаторов Московского театра сатиры, один из первых актёров российского игрового кинематографа. Исполнил роль Факельщика в «Весёлых ребятах».
Неизменным конферансье в «Гротеске» был А. Г. Алексеев. Судьба театра, как и самого актёра, напоминала в то время судьбы тысяч и тысяч других людей, которые бежали из Украины на юг в Ростов-на-Дону, чтобы найти тут приют и убежище от преследовавших, убивающих и грабящих людей банд Махно и прочих подобных охотников за чужим добром и мародёров.
В то смутное и тяжёлое время, спасаясь от преследований бандитов-махновцев, которые неотступно преследовали людей и следили за ними до последнего шага, из Украины спешило много людей, которые пытались найти защиту у родственников, но не находили её. Целые семьи погибали от рук грабителей, и не помогало даже то обстоятельство, что люди записывались в красную или белую армию — их всё равно могла ждать неминуемая гибель. Люди погибали, всё нажитое и заработанное ими на чёрный — да и не только на чёрный! — день грабилось или в лучшем случае переходило в собственность новой власти.
Но вернёмся к «Гротеску» и его конферансье. Блестящий фрак и монокль в глазу привлекали публику, и он, импровизируя в зависимости от того, какая публика была в зале, вёл с ней рискованный для артиста, но такой саркастичный и полный тонкого юмора диалог. Если кому-нибудь не нравилось слово «товарищ», то актёр мгновенно преображался, то есть обладая блиц-реакцией (а как было её не развить ведь тут на кон ставилась не только профессиональная репутация, но и сама жизнь актёра!) — мгновенно принимал образ гуся в ответ на выкрик: «Гусь свинье не товарищ!» - образ этой такой мирной домашней птицы, и именно этот выразительный образ, которой он немедленно приобретал размахивая руками как крыльями, именно это спасало ему жизнь, и актёр успевал быстро ретироваться со сцены под хохот публики.
Под стать А. Алексееву были и многие его партнёры по сцене. Театр пользовался успехом у самой различной публики - в зависимости от того, в чьи руки переходил город, (городской сад был приведён в негодное состояние, и в нём, некогда прекрасном, радующем душу своими цветниками и чудесными аттракционами, сейчас царили хаос и разорение). В те дни, когда в городе верховодили красные, на центральной аллее сада можно было увидеть повешенных на фонарях белогвардейцев, в другие дни, когда белые отбивали город, на другой стороне аллеи вешали уже красных. Люди, гулявшие в ростовском-на-дону городском саду, привыкшие, с одной стороны, к подобным сценам, а с другой стороны - ещё не забывшие былой блеск городского сада, прогуливались по нему, как будто не замечая происходящего вокруг, а некоторые специально шли посмотреть.
В это смутное время и пробовали в «Гротеске» свои силы актёры В. Хенкин, В. Владиславский, Ф. Курихин, композиторы братья Покрасс, драматург И. Прут. Спектакли посещали руководители красных М. Тухачевский, С. Будённый, поэт-певец пролетариев Демьян Бедный, но бывали и руководители белого движения и тогда можно было видеть описанные выше сцены. Нет, слова «товарищ» они никогда не перенесут! «Гротеск» составляет жизни блеск». Так с юмором над мнимым блеском тогдашней жизни не уставали повторять ростовцы, подбадривая себя этими словами и не забывали пойти в театр, который давал им новые силы в это тяжёлое время. Действительно спектакли этого театра всегда были блестящими и полными жизни, они укрепляли уверенность жителей города Ростова-на-Дону в том, что всё происходящее в стране кончится позитивным финалом, помогали им выжить в это смутное время.
Судьба актёров прошедших нелёгкий путь из Киева через Ростов, Тифлис в Москву была обычной для многих граждан молодой Советской России. Что-то очень родственное было у «Гротеска» с «Сатириконом». «Гротеск» не просто забавный маленький театр, это правнучек, кровный отпрыск семьи российского театрального «Сатирикона». В «Гротеске» кончилось творчество нелепого, всё остроумно, мило, занятно», - писал О. Мандельштам в журнале «Обозрение театров». Мандельштам сравнил также театр «Гротеск» со страсбургским пирогом. Немного расскажем о страсбурском пироге, о котором писал ещё Пушкин:
Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный. Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
О том, что Страсбург — город на востоке Франции, расположенный на реке Иль, знают, вероятно, все. О том же, что такое страс-бургский пирог, да ещё «нетленный», не знают многие. Упоминает А. С. Пушкин «жирный страсбургский пирог» и в послании к Щербинину в 1819 году.
Изобрёл знаменитый деликатес, известный под названием «страсбургский паштет», в 1782 году нормандский повар Жан-Жозеф Клоз, получивший за это дворянский титул. Русская кухня не знала паштетов, и лучшие паштеты долгое время привозили из-за границы, запечённые в различных видах теста: слоёном, заварном, сдобном, пресном, рубленом, рассыпчатом и даже дрожжевом. Для долгого хранения, после запекания в формах, промежуток между тестом и паштетом заливали растопленным смальцем. Так паштет становился «нетленным», и его можно было долго хранить и транспортировать в ледниках. Настоящий страсбургский паштет делали из гусиной или телячьей печёнки, телятины и рябчиков с трюфелями. Во времена А. С. Пушкина к ним подавали соус Кумберлан из яблочного пюре со смородиной, вином, пряностями и т. д. Вкус его был кисло-сладким. Привозные паштеты были очень дороги. Например, Пушкин, говоря о расточительстве некоего Соболевского, пишет, что последнему «деньги нужны для паштета из печени».
Соседом «Гротеска» был театр «Скоморох», расположенный в нескольких сотнях метров вниз по Большой Садовой. Судьба театра «Скоморох» полностью совпал с судьбой театра «Гротеск» и также был закрыт в связи с невыполнением предписаний пожарного надзора. Лидии Андреевне Руслановой - любимице купеческой публики пришлось уехать из Ростова-на-Дону и театры оставшиеся без кумиров, конечно надо было поскорей закрыть, переделать во что-нибудь более отвечающее казённым стандартам новой Советской власти, стандартам где не было уже места действительному искусству, которое заменялось новыми идеями пролетарской культуры, которая к тому времени бурно ворвалась в быт и жизнь людей. На месте подобного «Гротеску» театру была устроена редакция газеты «Молот», и это символическое название хорошо отражало основное содержание новой культуры и новой жизни.
Автор: В.И.Портыченко20.04.2012г.
Пока никто не оставил свой комментарий.