Приключения в саду «Буфф» в 1908 году

           

     Бродили по аллеям любимого ростовцами городского сада и помирали от тоски в «пух и прах» разряженные обывательницы и молчаливые сумеречные обыватели. - А что же делать?... Куда податься?... А?...»

    - И выразив на своём лице последнюю степень безнадёжного отчаяния и приступ меланхолии, которые бывают у людей, которым некуда идти, идут слушать музыку Расшевелиться, развлечься, душу отвести.

А вот и извозчик! Извозчик, катай в «Буфф»!

   

          «Буффом» ростовцы называли кафе-шантан или летний ресторан ,     расположенный с обратной стороны Машонкинского театра.

  1.  

     Не так давно, как раз в начале мая в Машонкинском театре выступала Исидора Дункан с её новым направлением в танце под названием «Модерн».

Её выступления вызвали бурные споры, и не только в артистическом мире, а и среди простых обывателей,



  




только и можно было услышать разговоры о том, как будет развиваться искусство танца в будущем и какие вообще новые направления появятся на сценах всего мира, как будет развиваться мода, театр, кино, какими станут развлечения в будущем.






      Где, как ни в «Буффе» встретиться, и поговорить на эти темы! Да ещё на «Бенефисе побывать»!

 

 

       У счастливого, взысканного музами содержателя «Буффа» глаза разгорались, руки почувствовали нестерпимый зуд, сколько народу привалило. Случай то какой выпал! Рубль за столик.   Дают. Ложа пять рублей! Дают. Два рубля за столик!

      Десять рублей за ложу.    Дают и мест не хватает — Бенефис!.. За столик пять рублей!  

      За ложу двадцать рублей! - И нет свободных мест, нет свободных лож.

     Нет местечка свободного! Ресторан закроется в два часа ночи!






     Тут, правда, вспомнилось владельцу «Буффа» озабоченное лицо инспектора пожарного надзора, который , проводя инспе­кцию , внимательно осмотрев все помещения, в том числе и подвальное дал указания

установить пожарный кран, произвести ещё кое-какие мелкие переделки и выразив на своём лице крайнее недовольство дал письменные предписания, указав сроки и обещал в ближайшее время опять появиться с осмотром: 

        - «Что с Вами сделаешь ! Вы не знаете Ростов!

  Горит как свечка! Нам и спать то некогда на каланче, всё пожары да пожары!        Исправляйтесь ! 

        Опять вернусь и если не ликвидируете нарушения и не исправитесь - оштрафую, ой, крепко оштрафую!..



 




        Публики было так много, что к 11 часам ночи все столы и ложи уже были заняты.

  Прекрасная кухня, в русском стиле и прекрасная, составленная из очень мелодичных вещей программа увеселений в кафе-шантане «Буфф» становилась с каждым днём всё интереснее.

         С развитием летнего сезона она пополнялась всё новыми артистами и новым репертуаром. Кто только не выступал там за летний сезон!

         И   бесподобные турнисты на тройном турнике, любимцы ростовской публики  братья Борхард!

        И известный ростовский юморист Раздольский!

А какие прекрасно поставленные голоса были у ростовских певиц: особенно красиво пела Русская «Этуаль», то есть «Звезда» по-французски, мадемуазель Туманова! Тут была и «женщина-метаморфоза»,  также любимица ростовской публики Ольга Ферра, которая в совершенстве  овладев искусством «travesti», то есть искусством быстрого переодевания на сцене и могла мгновенно перевоплотиться из мужчины в женщину и обратно, из глубокой старухи в юную и прекрасную красавицу, она танцевала то в образе бабочки, то грациозной лошадки, вызывая громы аплодисментов ростовской публики. Её сменяли американские танцовщицы сестры Дарлинг, танцевавшие в стиле «модерн» то-есть а la Дункан, их сменяли красавицы-креолки, мулатки, женщины-мастера французской борьбы, клоуны, жонглёры, велосипедисты.



   

        

    В      саду «Буффа» играл большой струнный оркестр под управлением А.И. Цимбалиста, не только прекрасного  руководителя оркестра и дирижёра, но и великолепного скрипача. И это ещё не всё!

      Специально для гуляний сад был роскошно декорирован флагами и всевозможными электрическими эффектами: лампочками, гирляндами даже «электрическими растениями»!

    

      Поэтому сад «Буфф» уже не довольствовался афишами,  объявляющими                

           «Большие Помпезные Гуляния», а украсил свою афишу новым названием, мимо которого     пройти равнодушно было уже невозможно: «Большое Монстр-Гуляние», и это название полностью передавало  атмосферу того размаха, царящую в этом очень артистическом и очень доходном месте!


 

       



Это было время танца "матчишь", модного и красивого: название пришло из Мозамбика.

     Но больше всего танцевали его в Бразилии. Ростовцы не отставали и на разных языках  многие поэты этой эпохи воспевали новый, прекрасный,темпераментный и так заразивший Ростов-на-Дону

  латиноамериканский танец... 

 Il amena la fillette
Dans sa chambrette

 Avant de faire dodo
Cet hidalgo
Lui dit belle mignonne
Faut qu'je vous donne
Une deuxième leçon
Enlaçons-nous et recommençons
N'pressez pas l'mouvement
Afin qu'ça dure plus longtemps

C'est la danse nouvelle
Mademoiselle
Prenez un air canaille
Cambrez la taille
Ça s'appelle la Matchiche
Prenez vos miches
Ainsi qu'une Espagnole
Joyeuse et folle! 

       


 

Он привез девочку

В свою каморку

Прежде, чем сделать додо

Этот идальго пророкотал:

 

Бросаемся в ритме новом

 

Мы вдвоём

 

И вот вступает в силу танцев закон

Сказал ей он,

Красивая и милая,


 

 

 

время идёт так скоро и споро, 

Что Вам уже даю я

урок второй! 

Не торопите, движения,

это длиться гораздо дольше должно, 

красивый, испанский

называется так…, а как,

 

а как узнаем позднее…

Ma chere Мадемуазель

Возьмите воздух внутрь

 

Талией изящно крутя

 

Моей душой  овладев шутя

размер  Cambrez

 Каналья на  вид она  мессьё-идальго, ami, Mon cher

 

 Как шорох шопот передает ритм

  Одежды шурша сливаются с ним...

Модный самый на свете танец весёлый

 

Матчишь Matchiche 

 

Танцевать не устаёшь на заре !                    

 

 Зарю раннюю еле заметил

 Печатью любви отметил

  

 Как в тумане ночь прошла

 

 Прелестница ты в танце уже меня 

 За собой повела

 

 Весел и скоро психом  стану я,

 оттого что  не маясь долго: Вы, господин, да, Вы, сударь,

быстро на ты перешла

 Как хороша, как мила!

 

 На меня

ближе чуть-чуть взглянула

 

 незаметно с ума нас обоих свела

 

От самого лучшего на свете танца

 

Всегда сияешь улыбкой испанского солнца

 

и ритмом Матчишь пьяна

   

 

 

Подумал, да пораскинул мозгами "купеческий сын" куда ему пойти, куда податься?!

     Может в театр Любова! Там и покричать и ногами потопать ногами вволю можно и напиться вволю, если на заднем ряду, то есть в "галёрке" заранее засесть не возбраняется, городовой то и не заметит, а если заметит, то за пятак договориться с ним опять таки возможно,…


    



           Но вот беда ведь закрылся в прошлом 1907 году театр этот. Да нет, не беда!

Катай, извозчик, в Буфф! Вот, где жизнь кипит ключом. Вот, он заветный уголочек!

     Матчишь, кейк-йок, ноги, плечи, куплеты, хлопанье пробок, гавканье, хохот…  

       Матчишь – хороший танец, та-ра-ра, ти-та-рам – уже в коляске извозчика напевал «сын купеческий»,  аж подскакивая от восторга и предвкушения будущих     удовольствий «Буффа», ведь времена канули в Лету когда, стеснённые семейной благопристойностью обывательских клубов,  подумать о подобных развлечениях не могли и вот сейчас только лишь сейчас можно от скуки не   помирать…                                                                                                                               

        В карты там до упаду можно наиграться!

        Там и винт, и  пулька. и безик… Катай, в Буфф!

  Всё надоело и даже Армянский сад уже вызывал только припадки меланхолии…

  Катай же, извозчик, в Буфф!


 

      

          Oднако, как давно известно, всему          прекрасному приходит конец


 

   И,  поэтому, однажды, в августе 1908 года, придя в «Буфф», посетители обнаружили,

что сцена летнего театра выгорела и лишь одинокий поэт из соседнего

поэтического общества «Аполло», читал

рядом прекрасные стихи под названием «Чайка»:


Над синей равниной безбрежного моря,

Носилась печальная чайка рыдая,

И плач ея полон был жгучего горя,

И тихо звучал на волнах замирая.

О чём ты рыдаешь? О чайка морская!

Спросил её ветер, жилец поднебесной,

Что ищешь ты в волнах, тоскливо вздыхая,

Что ищешь в пучине тебе неизвестной,

Ах, ветер, поймёшь ли ты муки исканий?

На дне океана покоятся грёзы,

Бесценные перлы погибших желаний

И чистого сердца невинные слёзы...


Автор рассказа "Приключения в саду "Буфф" в 1908 году"  - Владимир Портыченко

 


Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.