Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

Протоиерей Рождество-Богородицкой церкви хутора Чекалова Александр Федорович Данилевский (1819-1896):


Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

    9 ноября 1896 года, в 12 часов ночи, скончался один из старейших протоиереев Донской епархии о. Александр Федорович Данилевский. Он служил на поприще священнической деятельности 54 года. Ещё в прошлом июне покойный простудился при исполнении треб и у него открылась водянка. Болезнь быстро подтачивать его и без того уже слабые старческие силы и в конце концов свела больного в могилу. Тяжелая и незаменимая утрата постигла хутор Чекалов, при храме которого покойный состоял священником 40 лет. Нужно заметить, что не только этот храм был построен благодаря неусыпным трудам и заботам покойного, но и самый хутор Чекалов поселился на его глазах и своим благоустройством исключительно обязан ему. Чекаловцы и все окрестные жители, старики и дети, внуки и даже правнуки, так привыкли к своему маститому пастырю и отцу, что Чекаловский храм нельзя и представить без покойного о. протоиерея: с сердечным благоговением, в тихом молитвенном настроении, обыкновенно присутствовали прихожане в храме, когда покойный совершал богослужение, а его почтенная седина внушала к себе уважение и любовь. Не стало отца протоиерея, осиротели его духовные дети.


Карта дорожная до хутора Чекалов.

   Протоиерей Александр Федорович Данилевский родился в 1819 году в слободе Прогореловой, Богучарского уезда, Воронежсеой губернии, вблизи Донецкого монастыря и получил воспитание в Воронежской Духовной Семинарии, где окончил полный курс. Сын бедного диакона, покойный воспитывался в семинарии на казенный счет и ученические годы прошли в нужде, так что по словам, при окончании курса, он не имел своей даже одежды, чтобы посвятиться в сан священника. Нужда приучила покойного к труду, с которым он не расставался уже всю жизнь. Труд он считал самым прочным источником существования, тружеником он сошел и в могилу. По окончании курса в семинарии покойный поступил священником в Старогригорьевскую станицу о. в. Донского, где служил семь лет. С первых же дней своей деятельности покойный обратил особенное внимание на народное образование и так как в его время ещё и помину не было о министерских школах, то он открыл при своей квартире домашнюю школу, где занимался с детьми с особенным усердием и любовью. Прихожане с удовольствием посылали в школу своих детей. Но скудный приход, не дававший возможности содержать большую семью, состоящую из жены и многих бедных родственников, живших в доме покойного, заставили его перевестись в Есауловскую станицу. Дело народного образования и нравственное влияние на прихожан и здесь стало любимою его заботой. Приход этот разбросан был в то время на расстоянии 200 и более верст; местность была глухая и безлюдная, так что хутор от хутора отстоял не ближе 50 – 60 верст; между тем при церкви было только 2 священника.

Вид на Храм со стороны площади хутора Чекалов.

При том, по словам покойного, народ был так груб и неразвит, что трудно было провести среди них какие-либо добрые и полезные начинания. Только упорный труд, беспредельная любовь к делу и теплое пастырское слово могли мало-помалу преодолеть все препятствия и достигнуть желанных результатов в деле нравственного, умственного и духовного просвещения народа. Следствием этого было то, что и среди обитателей хутора Чекалова, отстоявшего от станицы на 65 верст, появилась мысль о построении у себя собственного храма. О. Александр с радостью принимает ходатайство чекаловцев и прилагает все старания к его осуществлению. В короткое время составляется достаточная сумма пожертвований и в хуторе Чекалове воздвигается собственный храм. Священником при новом храме по просьбе чекаловцев делается о. Александр, согласившийся променять Есауловскую  станицу на глухой и отдаленный хутор. Последний благодаря неусыпным заботам своего батюшки скоро начинает расти и мало-помалу из него получается населенное местечко, приютившееся в равнине у подножия хребта, называемого «Синим гребнем». В этих местах покойный о. протоиерей на своем духовном поприще подвизался 40 лет. Храм, проповеди, мягкое и сердечное отношение к прихожанам постепенно начинают оказывать просветительное влияние на нравственность народа: старые привычки заменяются благородными стремлениями, народ становится отзывчивым на добрые дела.


Сияние золота крестов Храма куполов.

   В приходе о. Александра много было раскольников и сектантов, которые упорно старались препятствовать православию и часто из последнего совращали многих в раскол. Потребовалась смелая и убедительная проповедь, понадобились систематические беседы с раскольниками, и получился неожиданный результат: в лоно православной церкви начинают переходить сначала отдельные лица, а затем уже целые семьи и хутора, наприм. жители хуторов Любимова и Морозова. С течением времени от Чекаловского прихода начинают отделяться соседние хутора, в которых образовываются самостоятельные приходы с своими храмами, напр. в хут. Сизове, Нижне-Гнутове и друг., и везде о. Александр принимает участие в их освящении и благоустройстве.


Храм во всей своей красоте.

   Много времени потребовалось покойному о. протоиерею на то, чтобы осуществить свою заветную мечту – открыть в хуторе Чекаловом школу, так как прихожане сначала не понимали значения и важности её; но наконец, в 1869 году школа была открыта по настоянию о. Александра и он был назначен законоучителем. Чрез эту школу за время двадцатипятилетия законоучительства в ней учредителя прошло много питомцев, из коих трое были в университетах, где окончили полный курс, другим дан был доступ в средние учебные заведения, как-то: в Донской Мариинский Институт, в Новочеркасскую Женскую Гимназию, епархиальное училище, духовную семинарию и юнкерское училище. При всех своих выдающихся качествах пастыря, при своей честности и открытом характере, при глубокой и беззаветной преданности делу, покойный о. протоиерей был настолько добр сердцем, что не жалел ничего, когда нужно было оказать какую-либо материальную поддержку человеку нуждающемуся, а своих многочисленных родственников он содержал в учебных заведениях. Не задолго до смерти о. протоиерея как громом поразила его весть о том, что один из его внуков, только что получивший место преподавателя в Нахичеванской женской гимназии, 29 сентября настоящего года, 24 лет, возвращаясь из Харькова, погиб под Таганрогом при крушении поезда. Личность покойного замечательна и в том отношении, что он всегда был отзывчив на добрые веяния: современник Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого, он интересовался их произведениями и умел оценить их просветительское значение на движение русской мысли. Как любознательный юноша, он читал с увлечением все книги, какие только попадались у его внуков-студентов и читал их умело. На глазах покойного прошли великие исторические события. С каким восторгом он всегда говорил о великих реформах в царствование Императора Александра II, и с какою радостью он передавал совершившейся свободе на Руси, об этом нужно было слушать и говорить с ним, чтобы понять только. Будучи неутомимым тружеником не ради каких-либо материальных выгод, а исключительно из сознания святости своего долга, покойный протоиерей не искал себе наград и похвалы: первую награду – набедренник он получил чрез 12 лет, почти чрез столько же лет он получил скуфью, наконец, уже лет чрез сорок он получает камилавку, сан протоиерея и за пятидесятилетнюю службу орден Владимира 4-й степени. За 25 лет законоучительства ему дан был орден св. Анны 3-й степени. При таком странном порядке наград наперстнаго креста о. протоиерей не имел. Деятельность его отмечена тем, что он сумел свечные доходы своей церкви увеличить до таких размеров, до каких они не доходили в целом благочинии. За это о. протоиерей получил благословение Святейшего Синода.


Стена Храма у которой похоронен протоиерей

Александр Федорович Данилевский

(1819-1896).

   Так прошла довольно долгая жизнь труженика, преданного своему святому делу и для него не жалевшего своих сил и здоровья. Вечная тебе память, дорогой батюшка, учитель и отец!

Прихожанинъ.

  (стр. 779 – 783)


Надгробный камень на могиле протоиерея

Александра Федоровича Данилевского

(1819-1896).

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.


Храм хутора Чекалов.

Год создания: 1913 г.

Автор проекта: гражданский инженер А.Г. Седов.

Адрес: Россия, Ростовская область, хутор Чекалов, ул. Центральная, 10 В.

    Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположена в юго-восточной части хутора Чекалов, на ровном с небольшим уклоном к береговому склону реки Россошь, участке.

Здание церкви построено в 1913 году на средства прихожан х. Чекалов.

Здание кирпичное, кладка стен выполнена на сложном известковом растворе из большемерного кирпича. Стены церкви не оштукатурены. Фундамент храма ленточный, выложен из каменных блоков известняка – ракушечника.

Первая церковь в х. Чекалове была построена в 1859 г. на средства прихожан. Имела один престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Впервые вопрос о построении нового, кирпичного храма в хуторе Чекалов, вместо деревянного, пришедшего в ветхость поднимается в 1897 г. По инициативе прихожан и их священника было написано письмо в адрес Цымлянского благочиния с просьбой о ходатайстве перед Донской Духовной Консисторией о разрешении построить храм и «выдаче … книги для сбора пожертвований на постройку сего храма».


Технология монолитного железобетона из мраморной крошки

выполенная итальянским мастером.

 

   В этом же году консистория «прописала» место, на котором предполагается постройка нового храма. Постройку нового храма в хуторе Чекалове предлагалось произвести «на средства прихожан сего хутора, для чего и отчислено им до 400 десятин земли, а также и на добровольные пожертвования от них самих и от других прихожан и благотворителей».

Сбор средств на построение храма продолжался на протяжении нескольких лет.

Проект и сметы на постройку Рождество – Богородицкой церкви составлял Гражданский инженер Алексей Григорьевич Седов, о чем был заключен договор с «есаулом В. Чекаловым … в 1904 г.». По этому договору А.Г. Седов также должен был вести «технический надзор на все время производства работ по этой церкви». В этом же году проект был составлен, признан хорошего качества и утвержден. Проект и строительство благословил Афанасий Архиепископ Донской и Новочеркасский 15 сентября 1904 г.  

Внутреннее убранство Храма во время восстановления. 2010 г.

   Из-за недостатка собранных средств начало строительства затянулось ещё на несколько лет. Документа о дате начала строительства не сохранилось, но к 1912 г. как видно из рапорта Цымлянского благочинного в Донскую Духовную Консисторию, основное строительство церкви подходило к концу.

10 февраля 1913 г. по вновь выстроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы был составлен акт осмотра технического состояния, в котором засвидетельствовано «что работы по постройке исполнены вполне удовлетворительно, прочно из материалов хорошего качества и во всем согласно проекта, утвержденного в Областном Правлении войска Донского».

    19 мая 1913 г. совершено освящение вновь построенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в х. Чекалове.

Левый придел – во имя Св. Николая Чудотворца был освящен 11 января 1914 г.

Правый придел – во имя Преподобного Серафима Саровского был освящен в 1916 г.

В Храме идут реставрационные работы. 2010 г.

Использованы архивные материалы:

  1. ГАРО ф. 226, оп. 3, д. 8497. Клировые ведомости церквей Цымлянского благочиния Донской Епархии за 1885 г., л. 67 – 68.

  2. ГАРО ф. 226, оп. 3, д. 9853. Клировые ведомости церквей Цымлянского благочиния Донской Епархии за 1894 г., л. 107.

  3. ГАРО ф. 226, оп. 3, д. 10103. О построении нового храма в хуторе Чекаловом, вместо существующего, пришедшего в ветхость, л. 1 – 94.  

    По своей композиции церковь относится к распространенному на Дону типу так называемых трапезных церквей, где основной объем храма объединен с трапезной и колокольней.

   Храм Трехпрестольный – южный престол освящен во имя Св. Николая Чудотворца, северный – во имя Св. Серафима Саровского.

Храм построен в нововизантийском стиле с элементами древнерусского храмового зодчества.


Вид на Храм со стороны центрального входа. 2010 г., октябрь.

 

Здание церкви сложное в плане. Вдоль основной планировочной оси храма, ориентированной в направлении запад-восток расположены основные архитектурные объемы церкви: колокольня над притвором, трапезная, собственно молитвенный зал с двумя приделами и алтарная часть, состоящая из центральной апсиды, апсид южного и северного приделов церкви.

   Центральный объем здания завершается четвериком, перекрытым куполом с четырьмя закомарами увенчанный восьмериком с центральной главкой и поставленными по углам на шейках-цилиндрах малыми главками.

   Южный и северный фасады идентичны. Фасады приделов завершаются ступенчатыми аттиками сложной конфигурации, увенчанные по центру луковичными главками на цилиндрических шейках установленных на четвериках с кокошниками.

   Основная пространственная вертикаль в архитектурной композиции церкви – шатровое завершение четверика одноярусной колокольни над притвором, завершенное граненным световым барабаном, также увенчано главой луковичной формы.

Кирпичный декор дополняет геометрический орнамент наружных стен, выполненный в кладке стен за счет использования разного по цвету кирпича.

Окна первого и второго ярусов храма имеют заполнение в виде кованных металлических переплетов ажурного рисунка.

Заполнение оконным стеклом утрачено. 

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Освящен 19 мая 1913 года.

Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.
Наверх