Старый Ростов во времена Байкова

 



    Назначенный из Санкт Петербурга в 1862 году, Андрей Матвеевич Байков к 1867 году имел уже пятилетний опыт работы делопроизводителем при городском ростовском обществе. Андрей Матвеевич очень понравился ростовцам за аккуратность,              трудолюбие и отзывчивость. К тому же он обладал прекрасными деловыми качествами, дающими ему возможность постоять за интересы города.

24 января 1867 года ростовское городское общество решило выделить из своей среды купцов, которые являлись ближайшими советниками Андрея Матвеевича и его, как говорится, правой и левой рукой. Это были А. М. Баташёв и С. К. Кушнарёв. Им было дано очень важное поручение. Ростовское городское общество, выражаясь канцелярским языком того времени, разработало «положение», которое позволяло установить порядок пользования иконой Аксайской Божьей матери Одигитрии. Оно было сформулировано ясным языком, и основная мысль его была в том, чтобы разрешено было устраивать крестные ходы с иконой Божьей матери Одигитрии из станицы Аксайской, где находилась эта икона-святыня, в Ростов-на-Дону.

Эти крестные ходы должны, по мысли авторов «положения», вовлекать всех верующих православных окрестных станиц и прежде всего ростовцев с тем, чтобы их вера укреплялась и число верующих постоянно бы возрастало. Вот как звучало это памятное положение: «Уполномочить коллежского асессора А. М. Баташёва, который принимал живое участие в перенесении в Ростов во время существовавшей холеры чудотворной иконы Божьей матери в августе месяце прошлого 1866 года, и ростовского купца С. К. Кушнарёва ходатайствовать о разрешении ежегодного крестного хода из Аксая в Ростов и перенесении к нам на время (на 15 дней) чудотворной иконы Аксайской Божьей матери, определив для этого первое воскресенье после Преполовения».

Само слово «преполовение» означает половина, или среда. Преполовение это церковный праздник, на половину времени отстоящий от времени празднования Православной Пасхи с одной стороны и праздника Вознесения - с другой. В это время особенно часто проводятся крестные ходы с иконами и другие религиозные действия.

К общему удовольствию ростовцев ходатайство увенчалось успехом в 1868 году. (Указ правительствующего Синода преосвященному епископу Екатеринославскому и Таганрогскому, изложенный в отношении благочинного Ростовских церквей от 2 января 1868 г. за номером 1.) На этой иконе изображён младенец Христос рядом с Божьей матерью, которая бережно обнимает его левой рукой, правой же рукой божественное дитя благословляет мир и находится почти в прямом положении по отношению к Богородице. Такой тип икон называется Одигитрией. Одигитрия означает по-древнегречески «указывающая путь», или «путеводительница». Эта чудодейственная, исцеляющая святая икона, производившая на верующих людей огромное впечатление, была впоследствии утеряна, и сейчас необходимы общие усилия всех верующих, чтобы вновь её обрести.

«Ищите да обрящете!» - этой старинной поговоркой хочется ответить всем тем, кто хочет вообще найти что-нибудь удивительное и прекрасное, после обнаружения чего становится хорошо и легко на сердце, а человек чувствует облегчение и дышит полной грудью. Конечно, это делается по наитию, то есть по внезапной догадке, подсознательно но не только! Обретение иконы вновь это особенное расположение духа верующего, его внутренний духовный настрой, когда он находит отдохновение в постоянных длительных молитвах, сочетаемых с постами, которые насыщают его мыслями о Боге. Господь Бог же, будучи воплощением добра, не может ответить отказом и, слыша горячие, постоянно обращенные к нему просьбы, позволяет найти кажущуюся навсегда утраченной долгожданную икону-святыню! Подчас это бывает не так трудно, как кажется, поскольку утерянная икона может быть просто хорошо спрятана в хозяйственных хранилищах. Например, когда приезжает патриарх или представитель какого-либо другого высшего церковного сана, то икону просто старательно прячут, чтобы она не была отвезена в другой город или место. Перед тем как приступить к поискам священной иконы, необходимо обратиться к священнику своего прихода и испросить у него согласия на поиски утраченной святыни. Сделать это надо так, как делает любящий своего отца сын вежливо и почтительно. И священник благословит вас, направив ваши стопы на благое и нужное дело.

      Энергичный и деятельный Андрей Матвеевич Байков сыграл большую роль и в таком крайне важном для последующего экономического развития купеческого города Ростова-на-Дону эпизоде. В ноябре 1866 года Байков ведёт переписку и обивает пороги и бьёт челом в Екатеринославской губернской земской управе о перенесении срока Трёх-Святительской ярмарки на 25 декабря. Он просит о том, чтобы ярмарка именовалась Рождественскою и продолжалась по 10 января. В докладной записке он, в частности, рьяно и ретиво говорит от имени всех ростовцев, и это совсем не удивительно: ведь Байкову нет ещё и сорока лет, но как уже много он успел сделать и сделает ещё для всё более и более бурно растущего на глазах у всех провинциального Ростова-на-Дону и его окрестностей!

Вот текст этой памятной записки: «Об открытии этой ярмарки ростовские купцы настойчиво хлопотали и хлопочут на следующих основаниях: 1). В зимнее время доставляют в г. Ростов и для заграничной, и для внутренней торговли хлеб, шерсть, составляющие промышленность купцов; в состав внутренней торговли входит рыба как местный продукт. 2). Самое удобное для подобной торговли время январь и февраль месяцы, когда торговые обороты простираются свыше 350 т. р.). Ярмарка эта кроме пользы для города может принести выгоды для окрестных жителей и для более отдалённых пунктов, ибо в это время нет ярмарок...»

     Ходатайство это имело успех: было разрешено срок Трёх-Святительской ярмарки перенести на 25 декабря - с тем, чтобы ярмарка именовалась Рождественской и продолжалась по 10 января. По представлении заключения губернского собрания об этом ходатайстве министру внутренних дел последний связался с управляющим министерства финансов. Чиновник, принимая во внимание, что перенесение ярмарки на другой срок предположено собственно потому, что со времени учреждения её не было съезда торгующих, находит более целесообразным ярмарку эту вовсе упразднить, не перенося её на другой срок, «тем более что в постановлении губернского земского собрания не приводилось никаких данных, из которых можно бы было заключить о необходимости по местным условиям и потребностям назначения срока ярмарки с 25 декабря по 10 января».

     Изложенные соображения генерал-адъютант Тимошев представлял на благоусмотрение комитета гг. министров, который положил: ходатайство Екатеринославского губернского земского собрания об изменении срока Трёх-Святительской ярмарки отклонить; что же касается предложения об упразднении означенной ярмарки, то комитет гг. министров признаёт, что вопрос этот подлежит разрешению в порядке, установленном существующими законами. Как мы видим из этого, речь идёт о ярмарке, посвященной трём Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, единое празднование дня памяти которых приходилось по старому стилю на конец января. И хотя дни празднования каждого святителя по отдельности разнились, все основные дни их почитания приходились на январь.

     Идея празднования этого события в один день оказалась более жизнеспособной и была утверждена церковью уже давно. Когда-то в Константинополе произошёл спор о том, кого из трёх святителей нужно больше почитать. Спор развернулся среди самых высокообразованных верующих греков. Одна часть этих христиан стояла за почитание святителя Василия Великого - его день был 1 января 379 год и называла себя «василианами».

    Другие предпочитали святителя Григория Богослова - 25 января 389 года. Они называли себя «григориане» в его честь. Третьи превозносили и возвысили Иоанна Златоуста, днём его почитания был день 14 сентября 407 года. Это несогласие во мнениях и взглядах о предпочтении того или иного из трёх святителей привело к церковным раздорам, ссорам, и казалось даже, что согласия в церкви среди христиан уже никогда не будет.

Однако в 1084 году по воле самого Господа Бога митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу было видение. Во время этого видения ему явились все три святителя, повелевшие прекратить ссоры среди христиан и объявившие ему о том, что они желают установить единый  день празднования их памяти, так как «как при жизни они старались об объединении, так и, представившись Богу, они больше всего желают единомыслия». После этого божьего видения Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, составил службу 30 января в честь трёх святителей, поскольку все трое вспоминаются как раз в этом месяце: Василий Великий - 1 января, Григорий Богослов - 25 января, а перенесение мощей Иоанна Златоуста состоялось 27 января по старому стилю.           

(Аксайская икона Божией Матери Одигитрии)

     После этого распри среди разных групп христиан прекратились, и событие это прочно вошло в драгоценную сокровищницу Священного Писания. По всей видимости, и Андрей Матвеевич Байков сыграл в вопросе о переносе ярмарки, посвященной трём Святителям, роль примирителя и миротворца.

     Поскольку торговля в праздничные дни была запрещена и празднование единого дня для всех трёх святых разрывало Трёхсвятительскую ярмарку на две части, устройство Рождественской ярмарки с более ранними сроками состоялось. Так и гремели три основных ярмарки в Ростове-на-Дону в средине XIX века, и самой крупной и богатой из всех была Рождественско-Богородичная Ярмарка, срок которой приходится на сентябрь. Несколько уступали ей по оборотам торговли две другие ярмарки Вознесенская Ярмарка, срок которой приходится обычно на июнь, то есть на праздник Вознесения, и Рождественская, появившаяся исключительно благодаря воле и усилиям Андрея Матвеевича Байкова, очень крупная по своим торговым оборотам. Да и ярмарка, посвященная трём Святителям, как уже было отмечено, хотя и упразднялась, но не сразу, и по инерции в конце января и начале февраля её продолжали ещё устраивать. Возможно, это длилось бы месяцы и годы, пока она полностью не была упразднена. Ростовские купцы теперь фактически всю первую декаду января, и какое-то время и в конце января и начале февраля, имели возможность вести торговлю на своих «ярмонках», за что были сердечно благодарны своему городскому голове Андрею Матвеевичу Байкову. Но постепенно эти ярмарки утрачивали своё значение.

     Надо вспомнить, что городской голова был глубоко верующим человеком и строительство  в городе велось по инициативе Андрея Матвеевича не только в светских пределах, но и  в церковных...

    
      ( На фото внизу ижображена церковь Всех Святых —  православный храм построенный в Ростове-на-Дону в 1868 году.  Андрей Матвеевич явился инициатором и главным жертвователем и без его усилий  здание церкви построено не было бы,  если бы  средства в основном городского головы не были бы вложены в строительство храма.   Он    находился на территории нового городского кладбища.  В 1966 году он был снесён  был, а на его месте построили Дворец спорта . 
     На старом ростовском кладбище была заложена деревянная церковь Всех Святых 15 декабря 1785 года в. 19 мая 1787 года храм был освящён протоиереем Иоанном Андреевым. Церковь располагалась в районе пересечения Красноармейской улицы и Соборного переулка. Она была приписана к Покровской церкви. 
      Ещё в первой половине XIX века в Ростове было устроено новое городское кладбище. Оно располагалось между современными Красноармейской и Филимоновской улицами, Долмановским и Халтуринским переулками.

     8 сентября 1864 года на кладбище был заложен храм Всех Святых. 3 октября 1865 года, пока новая церковь строилась, в старом деревянном храме Всех Святых произошёл пожар. К  счастью большая часть церковной утвари была спасена и перенесена в церковь, располагавшуюся между современными улицами Серафимовича и Социалистической. Названная церковь была основана еще до устройства Никольской и Казанской церквей.
В 1868 году новый храм Всех Святых был достроен, после чего в него перенесли спасённую утварь старого храма.

     Храм Всех Святых был освящён 27 октября 1868 года 
     Таким образом Церковь Всех Святых, известная больше под названием Кладбищенской, была основана 8 сентября 1864г. Раньше она находилась на старом кладбище.     
 
     26 октября 1868г ( спустя 3 года)  был устроен  крестный ход.  Вся церковь,  вернее старая утварь была перенесена, в новую кладбищенскую Всехсвятскую церковь.  

    Храм Всех Святых был среднего размера и состоял из трёх нефов. Основной объём храма был увенчан куполом в стиле ампир с декоративным пятиглавием. В 1897 году на средства А. К. Михайлова к церкви с запада пристроили двухъярусную колокольню.   Главный   престол храма был освящён в честь праздника  День всех святых. Левый (северный)   придел был освящён во имя святого равноапостольного царя Константина  и матери его царицы Елены; правый (южный) придел — в честь  Великомученика Пантелеймона.
 Праздник родился во 2-я пол. XV века  —   Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестных Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати.

     Неделя всех святых (правосл., также Петровское заговенье), — христианский праздник, день памяти всех святых. В православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы.
     Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестных Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати. Имеются в виду и люди безвинно убиенные.
      Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье на 50-й день после Пасхи, поэтому праздник называется ещё Пятидесятницей. Праздник входит в число двунадесятых праздников.)
     

Ярмарочный рынок становился всё более хилым и чахнул, и каждая деталь ярмарочного рынка показывала, что роль ярмарок с годами угасала. Об этом говорили и недостатки рекламы, и скученность лавок в одном месте, сосредоточенных близко друг к другу на ярмарочных площадях, и неудобства с подвозом продуктов и товаров, которые могли испортиться вследствие перевозки их примитивными методами на лошадях и плохой погоды. Например, рыбу было не выгодно продавать в больших количествах на летних ярмарках, которые устраивались ранней осенью. А ведь именно рыба являлась главным продуктом в Ростове-на-Дону! Для хранения её, а также овощей необходимы были прохладные подвалы-хранилища, уложенные льдом, а такие условия могла дать только продажа в крупных торговых рядах и магазинах.

     Сколько споров происходило в те годы с Новочеркасском из-за рыбы! То ростовцы доказывали, что это их территория и только они имеют право ловить, то Новочеркасск готов был обратиться в суд на ростовцев, то распри с гниловскими казаками на эту же тему! Но к 1888 году Ростов-на-Дону становится частью области Войска Донского, и распри сразу же прекращаются как по мановению волшебной палочки. Рыбы на базарах сказочно много целые горы, так что ругаться теперь больше не из-за чего.

     Кроме того, падала роль торговых съездов, которые заменяло общение купцов между собой с помощью современных средств новых и непривычных ещё тогда в Ростове-на-Дону, но затем прочно вошедших в ростовский быт. Речь идёт о ставших в будущем такими современными и привычными для ростовцев средствах связи почте, телеграфе, телефоне. Развитие этой отрасли всё больше приводило к падению роли ярмарочной торговли, с резким уменьшением торговых оборотов и соответственно количества получаемой купцами прибыли. Купец, связанный с ремесленником общей прибылью, был вынужден проявлять смекалку, чтобы сохранить свои доходы. Он знал, где купить нужные ремесленнику товары например, краску, ящики для упаковки товаров, столь необходимые для ремесленной работы инструменты и оборудование. Всё это он мог купить выгодно, дёшево, хорошего качества и по оптовым ценам.

     ( На схеме внизу можно увидеть чертёж Байковского моста- коллектора)

       Чтобы облегчить устройство Рождественско-Богородичной ярмарки и вообще облегчить подвоз товаров и грузов через Генеральную Балку был устроен мост. Он получил имя городского головы и был назван Байковским.   Это памятное для ростовцев событие произошло в большой праздник -  день тезоименитства (именин) императора Александра II, 30 августа 1864 года. Ростовская городская Дума при большом стечении ростовцев и гостей торжественно открыла мост-коллектор.  Мост был  освящён, а на тротуарной тумбе на той стороне, где сегодня располагается окружной Дом офицеров, поместили   обращённую  к Б. Садовой мраморную доску с надписью «Байковский мост».

Ремесленник же, будучи мелким товаропроизводителем, был ограничен рамками своего маленького предприятия. Недостаток капитала не позволял ему тягаться с купцом, знающим рынок. Закупки больших партий, нужных для совместного производства товаров, естественно, могли осуществляться только купцом, на которого ориентировался ремесленник, уступая ему право купить по оптовой выгодной цене необходимый товар. Кроме того, сильно возрастало значение «эшопов», или лавок, которые возводились на месте безобразных шалашей. Шалаши же эти своим неряшливым видом постоянно портили настроение ростовцам.

Ещё 18 марта 1863 года, спустя год после назначения его на должность городского головы, А. М. Байков ходатайствует о том же, о чём ходатайствовал городской голова Ященко 26 ноября 1843 года. Он со свойственным ему красноречием пишет екатеринославскому губернатору, и в его стиле мы видим уже отмеченную живость стиля Андрея Матвеевича, его постоянное стремление помочь городу, когда  дело касается такого важного для ростовцев вопроса. В этом памятном ходатайстве чувствуется рука человека, отлично исполняющего свои обязанности. Тут нам так же хорошо видны его замечательные качества - и в первую очередь, это любовь к родному городу и его гражданам. Это делает его достойным высокого положения городского головы.

    Андрею Матвеевичу свойственно особенное усердие и старательность, когда дело касается интересов родного города: «Необходимость этих сооружений  (имеются в виду эшопы- В.П.),

 - настаивает он, чувствуется уже давно, неразрешение их возбуждает неудовольствие и справедливые жалобы граждан и служит одной из причин загромождения старых площадей. Ходатайство об этих сооружениях возникло из самой жизни, места для них назначены по высочайше утверждённому плану».

     Когда проект постройки этих лавок был утверждён, немедленно приступили к работам, и город начал освобождаться от некрасивых, портящих его внешний вид безобразных шалашей и подобных построек. Как были за это благодарны ростовцы Андрею Матвеевичу Байкову! «Какой у нас замечательный городской голова! Слава Богу! Безобразные уродливые палатки-шалаши навсегда исчезли наконец с наших глаз!» - только и можно было услышать тогда на всех углах.       Хвалебные речи в адрес городского головы лились, как будто бурный поток, звуча как в Городской думе, помещавшейся тогда в доме купца Максимова, так и в уличных разговорах и ярмарочных пересудах.

     Старый Ростов любил погулять на ярмарках, и неправильно произнося это слово, как говорили тогда, на «ярмонке», ремесленный люд тешил себя каруселями и балаганными представлениями, и лишь иногда странствующие актёрские труппы заглядывали в Ростов-на-Дону. Во время ярмарочных гулянок можно было наблюдать живописные сцены из жизни старого Ростова.

Подойдём поближе и посмотрим, как гуляли ростовцы в те далёкие времена. Однако подойдя ближе, мы можем отметить, что эти старые времена в чём-то очень схожи и с нашими, нынешними. Вот разгулявшиеся купеческие сыновья подхватывают под руки одиноко идущую девушку и начинают петь весёлые песенки, долго водят её по всей площади и потом с миром отпускают развеселившуюся попутчицу. Потом идут к красавице - продавщице бубликов и ей тоже предлагают погулять с ними, но та отказывается, ссылаясь на то, что маланьиной свадьбы они всё равно ей не устроят, и предлагает купить у неё дырки от бубликов, которые, как она считает, им больше нужны, чем она сама! Вот, смотришь, недовольный покупатель, ссорясь с продавцом, запускает ему прямо в лицо показавшийся ему  несвежим товар, а тот, чувствуя свою вину, молчит или, виновато посапывая на морозе, бормочет: «Извольте, вот вам другой товар, извините, бес попутал», - и оба расхохотавшись, расстаются удивительно довольные!

     Правда, такую сцену, к сожалению, не увидишь сейчас в наших современных магазинах. А стоило бы возродить прекрасную старинную традицию! Вот и хитрые воришки, пользуясь замешательством горожан, шарят по карманам, и слышится крик: «Городовой! Держи вора!» И является тут же, как из-под земли, городовой, и вот вор, наказанный, следует за ним в участок к околоточному надзирателю, а деньги все до копейки возвращаются пострадавшему.

Гудит, бурлит старый Ростов полон жизни и весел. Обращались тогда люди друг к другу с уважением и достоинством. Конечно, подобного воришку хитро, ощупью ищущего деньги по чужим карманам, могли в полицейском участке обругать «нехорошим человеком» или позорить его, обзывая грубым мерзким именем. Но в целом ростовцы были очень вежливы. На улицах звучало: «Уступите! Будьте так добры! Дорогу, сударыня!» или «Барышня, нельзя ли у Вас полюбопытствовать и выяснить, где телефонная станция?», или «Не будете ли так любезны ответствовать, сударь, и сказать, где находится мещанская управа?» Вот как это было вежливо и уважительно, а ведь это в мещанской-то среде! Оборот речи «благородие» в соединении с местоимениями «ваше», «его», «её», «их» был принят по отношению к титулованным особам и высшим обер-офицерским и равным им гражданским чинам.

     У купцов было принято такое обращение к отцу семейства: «Добрый день, Ваше степенство!..» А когда речь, обращенная к купцу, отцу семейства заканчивалась, говорили: «Доброго Вам, Ваше Степенство, здоровья, храни Вас Бог!..» К остальным членам купеческих семейств обращались: «сын купеческий», «брат купеческий», «дочь купеческая»... Так обращались друг к другу ростовцы и в будничной повседневной жизни, и во время весёлого шумного праздничного времяпрепровождения.

     Ростов-на-Дону продолжал расти на север, и ещё в 1840 году генерал-губернатор Лонжерон утвердил генеральный план развития города, включая развитие строительства на дальней северной улице. Ведь Садовой улицы тогда ещё не существовало вообще, она была похожа на зелёную зону и, будучи, как бы за городом, так и называлась улица Загородная, или Загородняя. Территория городского сада была подарена городу купцом А. Ященко в 1813 году, садовый участок которого простирался от Таганрогского (Будённовском) до Николаевского (переулка Семашко), по поверхности которого, пересекая всю его территорию, проходила Генеральная балка.

 


     Это была самая большая балка, которая начиналась от Богатяновского проспекта и простирающаяся до реки Темерник. В этой балке струился ручей, который питал свои воды родниками, но в который в тоже время горожане сливали помои и другие нечистоты, например, содержание выгребных ям. Свалки мусора были на краях земли, по берегам этого ручья и, естественно, никак не украшали город. Но сады ростовцев, эта их гордость, были просто великолепны, особенно красиво было видеть их весной, когда казалось, вся земля покрывалась цветами, которые распускались прямо на глазах, цвели яблони, а напротив пышных садов ростовцев, на улицах города цвела акация. Позже провинциальный город Ростов-на-Дону благоустраивался, рос и расширялся - по плану незабываемого городского головы Андрея Матвеевича Байкова, о заслугах которого перед ростовцами было уже сказано. В 1865 году был построен водопровод, от которого линия шла к фонтану Городского Сада. Позже, в 1893 году, в Генеральной Балке был построен канализационный коллектор, в дальнейшем засыпанный землёй и это пространство выровняли, оно стало удобным для отдыха и прогулок, и город усиленно стал расширяться в местностях, простирающихся в северном направлении.

     Достойна уважения и общественного признания деятельность А. М. Байкова на ниве развития театральной жизни города Ростова. На нижних террасах Городского Сада, в его новом партере, стало царить ещё большее суетливое движение, чем наверху. Там тоже появился летний театр. Туда приезжали знаменитые исполнители из Москвы и Санкт-Петербурга, и мастерство открытых музыке артистов, как тогда выражались, покоряло ростовцев. Звучала оркестровая музыка, игрались шумные бравурные марши, оживляя публику, а балерины и балероны в тонких пластических образах выражали к удовольствию ростовцев-балетоманов такие высокие чувства, как самоотверженная возвышенная любовь, потом сменяющая её глубокая печаль, скорбь, тоска, соединённая с грустью и скукой, а также необузданная слепая страсть, сопереживаемые артистами вместе со зрителями, также открытых их мастерству. А ведь раньше только верхний уровень горсада был суетливо-оживлённым, а внизу на берегах ручья лишь лежал мусор, и господствовало запустение. К 1883 году Загородная улица, ставшая Большой Садовой, именно благодаря во многом театральной жизни стала многолюдной и очень оживлённой.

       В этом памятном году был открыт театр Асмолова  или как его часто тогда называли Городской театр. Он был прекрасен благодаря замечательный  своим архитектурным линиям. Большая Садовая уже  походила  на современную. Это было достигнуто благодаря усилиям городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Если воспользоваться машиной времени и погрузиться в очень далёкое прошлое, то можно увидеть, что в Ростове-на-Дону в конце XVIII  начале XIX  века был только «Театр Петрушки». Cкоморошьи, шутовские потехи заезжих паяцев и кукольников  в своё время  были очень любимы и в те стародавние времена - в городе Ростове-на-Дону, ещё до того, как он стал им впервые называться в 1806-м - и это был, прежде всего, театр ремесленников и для ремесленников. Такие артисты всегда сильно критиковали и высмеивали всё, что только можно: и власти и церковь, и их не очень-то жаловали, а наоборот, всячески запрещали и гнали. Этот кукольный «Театр Петрушки», кажущийся сейчас таким далёким, был в прошлом таким родным и таким близким, истинно русским, и был так любим народом, но он менялся, приобретая другие формы, находя другие средства выражения.

     Давным-давно перерос этот старый народный театр из круга с палками-подпорками, возвышавшегося над головой артиста кукловода и создающего ему большие трудности в управлении куклами, в театр за удобной для артиста-кукловода ширмой на открытом воздухе. Ещё не так давно на «Старом Базаре» хорошо помнили подобные кукольные представления! В 1841 году купец А. Садомцев выделил средства на постройку театра на территории своего сада, прилегающей к территории горсада, с выходом на Кузнецкую улицу. Он как бы продолжил этим традицию купеческой благотворительности, традицию, основанную купцом А. Ященко, дарить ростовцам территории своих садов и окультуривая, благоустраивать их.

     Однако не только балаганными представлениями в стиле старого доброго русского Петрушки, который очень нравился ростовцам, жил старый Ростов-на-Дону. 24 февраля 1858 года Ставропольской губернии дворянин Карп Зелинский, а за ним ещё четыре лица подают в городскую управу прошения, прося разрешить им построить в городе деревянные театры. Затем пыл к этому у них почему-то сильно поубавился. Может быть, театр Садомцева представлял для них конкуренцию, а может быть нет, сейчас это трудно сказать. Таким образом, до 1864 года в Ростове-на-Дону совсем нет стационарного театра. Однако в этом же году М. Е. Драшкович, И. И. Грибанов и К. М. Гайрапетов приступают к постройке первого в истории Ростова театра. 11 мая 1864 года они заключают с городом контракт на 25 лет и за место платят по 60 рублей год ежегодно в декабре. В 1866 году Андрей Матвеевич Байков выписывает из Италии, из Неаполя, прекрасную итальянскую труппу, заранее походатайствовав у П. Е. Коцебу об удешевлённой перевозке декораций костюмов и труппы.

    (Памятник Александру II, снесен в 1924 г.)


Театр Гайрапетова долго вспоминали ростовцы. Он располагался на месте, где сейчас располагается нынешняя Городская дума, то есть в сердце города, на Большой Садовой. Но вскоре появились театры-соперники. В 1883 году был построен театр Асмолова, замечательный по своей архитектуре, который стал конкурентом Гайропедовскому, а затем был построен и Ткачёвскии театр, прилегающий к горсаду с восточной стороны. В театре Гаиробедова было темновато и неудобно, пространства там было мало, керосиновая лампа страшно дымила. Как тогда говорили, «чёрт там ногу сломит», то есть, то в темноте на что-то можно было внезапно наткнуться внизу в узком проходе, или, наоборот, что-то сверху на тебя падало с ужасным грохотом, и от этого сердце могло внезапно разорваться! Но актёры туда приезжали порой великолепные, и это компенсировало с лихвой все эти недостатки.

     Там выступал один раз знаменитый актёр Щепкин, играя Фамусова в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», этой острой сатире на социально-политическое устройство России с позиций декабристов, но провалился, в первый раз за всю свою жизнь, так как на его спектакль никто не пришёл, потом он так сильно страдал, переживая это своё фиаско, что вскоре и умер. Этот театр существовал на пособие в 3000 рублей серебром ежегодно, о чём позаботился сам Андрей Матвеевич с согласия членов общества домовладельцев. Это согласие общества, санкционированное екатеринославским губернатором, не встретило сочувствия и поддержки в министерстве внутренних дел, откуда шли упрёки о том, что «мужикам» и «бурлакам» не нужен театр и с них довольно уличных балаганов, но Андрей Матвеевич твёрдо держался своей линии и старался всегда удовлетворить потребности всех социальных слоев и групп, проживающих в Ростове-на-Дону.

     Благодаря его огромной воле и упорству в провинциальном ещё тогда городе и появился храм искусства, это орудие цивилизации и потребность в театре лишь была сильнее из-за его ремесленного трудового облика старого Ростова-на-Дону. Вопреки всем недовольным и их обвинениям и неодобрению первый стационарный театр города Ростова-на-Дону был создан, наконец, в 1864 году, и это было достигнуто благодаря усилиям городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Его разнообразные планы, получившие своё претворение и в области театральной жизни, доказывают нам, как духовная жизнь граждан, поддержанная умным, добрым и необычайно энергичным начальником, оказывала влияние на все стороны жизни города Ростова-на-Дону.


Автор: В.И. Портыченко

Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.