Ростовцы, Купцы, Император




    

Дом Г.Г. Пустовойтова. Нынче «ЦУМ» 
 


   С присоединением горо­да Ростова-на-Дону в 1888 году к Области Войска Донского усиливается культурная и воспитательная роль религии. Крестные ходы собирают тысячи паломников, вовлекая прихожан церквей и храмов не только Ростова-на-Дону, а и Азова, Старочеркасска, Аксая, Новочеркасска и других станиц и городов.

   Некоторые из икон были чудотворными. Например, в Аксае хранилась икона Божь­ей Матери, называемая в наро­де иконой Аксайской заступни­цы. Во время эпидемий холеры и чумы на территории Войска Донского она творила чудо, спа­сая от бедствий.

   Вереница православных паломников тянулась через Рос­тов и другие населённые пун­кты, вовлекая всех верующих. Живописное красочное шествие с хоругвями и иконами, с пени­ем церковных гимнов устремля­лось к храму Александра Невс­кого на Ново-Базарной площа­ди — пожалуй, самому красиво­му в городе. Этот храм целиком был построен на пожертвова­ния купцов и горожан и прежде всего — купца П. И. Ильина.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР ОСЕНЯЛ ГОРОД

   Вся жизнь купца Ильина являла собой образец мужес­тва и жертвенности. До конца своих дней он, даже будучи тяжелобольным человеком, пристально следил за строи­тельством храма. И его пожерт­вования поступали всегда свое­временно, равномерно, неза­висимо от дотаций городской Думы. Умер Ильин в 1905 году, не дожив до завершения стро­ительства Храма и освящения его в 1908 году. Жертвовали также на церкви, церковно-приходские школы, дома призре­ния и трактиры для богомоль­цев другие ростовские купцы: Шушпанов, Яблоков, Максимов.

   Николай II любил казаков Войска Донского. В 1904 г. он при­ехал на Дон, посетил Новочер­касск и Ростов-на-Дону, чтобы проводить казаков с торжествами и почестями на Русско-японскую войну. Жители обоих городов встретили государя Императора с огромным воодушевлением.

   Через Ростов-на-Дону пролегала дорога на Кавказ. Недалеко от города на почто­вой станции останавливались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,

   В Ростове-на-дону были А. С. Грибоедов, М. С. Глин­ка, Л. Н. Толстой, декабристы, сосланные на Кавказ. Летом 1891 г. в ростовском порту работал А. М. Горький. Вместе с другими грузчиками он выгру­жал кожи, таскал на спине мешки с зерном, тюки с табаком и получал до 75 копеек в день.

  

      В 1901 г. в наш город прибыл известный учёный-радиофизик А. С Попов, под руководством которого была установлена радиосвязь между Ростовом и устьем Дона. В 1903 г. в Рос­тове-на-Дону выступил с огром­ным успехом великий певец Ф. И. Шаляпин.

   Как же проводили досуг ростовцы?

   В то время, в конце XIX века, гремели две огромные ярмар­ки — Рождественско-Богородичная и Вознесенская. Во время их проведения устраивались пыш­ные народные гуляния, особенно красивыми они были на маслени­цу. Молодёжь играла в чехарду, каталась на каруселях, санках, коньках, купцы соревновались в поедании блинов. В печати мы можем найти интересные описания этих соревнований — так, например, один купец съел 76 блинов, но другой победил его, съев 79 блинов, однако не рассчитал свои силы и умер. Из курьёзов можно отметить моду барышень тех лет на фети­шизм. Так, одна хрупкая барышня-ростовчанка влюбилась в собственные ботинки, чахла от любви и никуда не выходила; спасение ей принесло лечение... виноградом.

   Любимым досугом жителей была рыбная ловля в реке Дон. Барчуки развлекались ловлей рыбы в сачки с берега. Рыбы было сказочно много, большой лещ стоил копейку и назывался «чебак». Лещ поменьше стоил 0,5 копейки. Для сравнения: булка хлеба стоила 4 копей­ки. Рыбы было так много, что в соседних с Ростовом стани­цах — Нижне-Гниловской и Алек­сандровской — высохшей рыбой топили печи.

   Излюбленным местом отдыха ростовчан был ростовский город­ской сад, который сейчас называ­ется парком имени Горького. Но с большим основанием его можно было назвать «Городским садом имени А. М. Байкова», градона­чальника тех времён. Он много сделал не только для городского сада, но и для благоустройства всего города Ростова-на-Дону. При нём был проведён водопро­вод, введено электрическое осве­щение, замощены улицы. Город приобрёл привычный для нас современный вид.

   После трудовой недели горо­жане меняли свою повседневную одежду на выглаженные парадные костюмы с жилетами и при галсту­ках или бабочках на накрахмален­ных рубашках выходили на про­гулку в свой любимый городской сад. В городской сад допускалась только хорошо одетая и состо­ятельная публика. По пути и в самом городском саду, среди прекрасных цветников и пыш­ных клумб, они живо обсуждали новый архитектурный облик стро­ящегося Ростова-на-Дону.

   «Идёшь по Большой Садо­вой, — говорил один ростовец с тростью другому, — и удивля­ешься, какие пузатые балконы в особняках у наших купцов...» «А при входе в парк, — подхва­тывал собеседник, — смотрите, какая новая ротонда в маври­танском стиле, вон еще одну уже достраивают, в стиле модерн...». И действительно, всегда вспо­минается облик нашего ста­рого города, когда смотришь на изумительную кладку старых домов, на фасадную лепнину, на ажурные кованые ограды старых особняков и на узорча­тые решётки и плитки парад­ных доходных домов, на резные двери и фигурные переплёты окон с кое-где сохранившимися ещё «теми» стёклами.

   В городском саду всегда было весело, звучала музыка: популярные в те времена валь­сы Чернецкого и ставший очень известным во время Русско-японской войны вальс «Амурс­кие волны», действовали раз­личные аттракционы, работал летний театр. Рядом с городским садом был построен каменный театр Асмолова. Напротив горсада на Большой Садовой с начала века работал электробиограф — первый немой кинотеатр того времени в Ростове-на-Дону. На этом месте долго находился кинотеатр «Комсомолец».

   Галантные кавалеры при­глашали дам прогуляться и попить с ними чаю. На дорож­ках городского сада горожане осваивали новый вид развлече­ний — катание на велосипедах. Но не все могли получить в то время такую прекрасную «долю удовольствия».

   Вот что писала по этому поводу газета «Донская пчела» в 1879 г., напечатав письмо в редакцию: «...мне не раз при­ходилась слышать голоса недо­вольных по поводу «народных гуляний», устраиваемых в вос­кресные дни в (городском саду), то есть в такие дни, когда весь ремесленный и рабочий люд, не разгибавший спины в тече­ние целой недели, имеет право, как и всякий труженик, полу­чить свою долю удовольствия, а между тем для него это ста­новится невозможным. Говоря «невозможным», я основыва­юсь на следующих довольно красноречивых фактах, не тре­бующих комментариев. На фаб­риках Кушнарева и Асмолова женщина вырабатывает в тече­ние недели от 2,5 до 3,5 рублей серебром, мужчина — от 4 руб­лей до 5,5 рублей, на заводах Грагам и Фронштейна самым приличным недельным зара­ботком считается 6-7 руб­лей серебром. Следовательно, из этого можно заключить, почему рабочему человеку ста­новится невозможным получить свою и без того малую долю удовольствия.

  30 копеек (плата за вход в сад во время гуляний) для него — существенный вопрос в то время, когда он, может быть, обременён целым семейством».

Городской голова Андрей Матвеевич Байков (1831— 1889), дворянин по про­исхождению, оставил особый след в жизни нашего города. Благодаря Байкову Ростов-на-Дону стал центром культу­ры и образования всего Юга России. На него всегда было обращено внимание правитель­ства. Другие городские голо­вы, избранные после смерти "Байкова, — И. С. Леванидов и Е. С. Хмельницкий — следо­вали намеченному им плану. Просьбы рабочих о предостав­лении им большего времени для удовольствий, подобные тем, что были описаны в «Дон­ской пчеле» в 1879 г., не могли оставаться без внимания царс­кого правительства.

   Учитывая пожелания и про­сьбы народа и рабочего люда, государь император Николай II повелел: «Кроме праздников и воскресных дней, указанных в статье б Высочайше утверж­дённого мнения Государствен­ного Совета, Высочайше повелено включить в расписание ещё следующие три праздника: 2(15) февраля «Сретение Господне», 14(27) сентября «Воздвижение креста Господня» и 21 ноября (4 декабря по новому стилю) «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с тем, чтобы озна­ченные праздники по просьбе рабочих могли быть заменены. другими особо чтимыми в извес­тной местности, таким образом учитывались пожелания самих рабочих и всего народа, которые могли чтить Высочайших особ, не испытывая при этом со своими хозяевами неудобств на работе» (об этом сообщила газета «При­азовский край» №321 от поне­дельника, 4 декабря, 1900 года, отдел «Местная хроника»).

   Пресса того времени была прогрессивной и ядовитой, что отчасти объяснялось небольшой зарплатой редакторов и коррек­торов местных газет, а также тем, что ростовская дума мало заботилась о досуге ростовчан, и купцы благотворительствова­ли и жертвовали немалые суммы на народные гуляния.

   Кто же эти купцы? У нас на слуху имена этих «отцов города», миллионеров — Пара­монов, Пустовойтов, Асмолов... Стоит отметить, что Парамонов-младший много средств пожер­твовал на книгоиздательство, на библиотечное дело. Ремес­ленные классы и училища также пользовались его поддержкой  и     благотворительностью.

   В ростовских газетах «Приа­зовский край», «Донская пчела» и распространявшихся в Ростове «Донских ведомостях» в период с 1870-го по 1882 г. постоянно обращалось внимание на без­различие городских органов — Думы и Управы, — на нежела­ние их организовать обучение детей и их досуг. В это время Байков не занимал поста главы муниципалитета.

   В начале 90-х годов в Рос­тове не было ремесленного учи­лища или учебных мастерс­ких, в которых дети «недоста­точных», как тогда говорили, родителей могли бы обучаться ремеслу. Представители городс­кого управления, которые оста­вались без своего начальника Байкова, не заботились об орга­низации какого-либо надзора, о частных мастерских, которые пользовались трудом отданных в обучение им детей.

   Ещё в 1869 г. в Ростове-на-Дону в Ткачёвском переулке благодаря усилиям Байкова был открыт первый в городе ремес­ленный класс, в котором обуча­лись столярному, токарному, сле­сарному и переплётному делу. Учебные заведения подобного рода предназначались для детей бедных ремесленников, «кухар­киных детей», как их тогда назы­вали. Впоследствии эти классы перерастали в вечерние школы для рабочих и в начальные школы для их малолетних детей.

   Из архивных материалов мы узнаём, что в конце 90-х годов ХIX в. в Ростове-на-Дону начина­ется строительство ремесленных и начальных училищ. Эти учили­ща строились на пожертвования отдельных наиболее имущих рос­товских мещан. Из пожертвова­ний частных лиц можно отметить пожертвования Н. И. Токарева: он выстроил за свой счёт капи­тальное здание для начального училища. Г. И. Ткачёв — также на свои средства — почти целиком построил здание для начального училища и библиотеки-читальни. Оба этих очень уважаемых в городе гражданина пожертво­вали около 60 тысяч рублей.

   Ремесленные классы, начальное образование ремес­ленников были предметом пос­тоянной заботы Андрея Мат­веевича, Он самолично издаёт постановление, регламентиру­ющее продолжительность рабо­чего дня ремесленников, даёт им перерыв на обед и отдых длительностью до полутора часов. Будучи глубоко верую­щим человеком, он заботится о христианском подходе, о доб­родетельности по отношению к малолетним ремесленникам.

  Старания А. М. Байкова не проходят даром, и в 1887 году в Ростове-на-Дону получает широкое распространение «Устав о промышленности Российской империи», отдельные главы кото­рого были посвящены ремеслен­ной промышленности.

   В 1884 году в городе была основана публичная библиотека из фонда предпринимателя Фронштейна, и «Устав о промышленнос­ти Российской Империи» можно было найти в этой библиотеке.

   Придя вновь на должность главы городского муниципа­литета в 1883 г., Байков дал самый сильный толчок к разви­тию и строительству начальных училищ и дальнейшему созда­нию ремесленных классов.

   Благодаря кипучей деятель­ности А. М. Байкова в 1884 г. в Ростове было десять начальных училищ с профессиональной ори­ентацией, из них — семь мужских и три женских, семь содержалось за счёт средств города, а осталь­ные — на средства мещан.

   После смерти А. М. Байкова в 1889 году насту­пает некоторый застой, но во второй половине 90-х годов XIX века о пла­нах Байкова опять вспомина­ют. Его добропорядочность, доброжелательность ставятся в пример в Думе. О Байкове пишут статьи и книги. Город продолжает жить его плана­ми, продолжают свои пожер­твования ростовские купцы и мещане.

   Так, например, вдова рос­товского мещанина Татьяна Ефимовна Бабикова пожертвовала в 1896 г. на строитель­ство ремесленного училища для детей бедных ремеслен­ников 10 тыс. рублей. В этом и в других подобных учили­щах дети бедных ремеслен­ников получали необходимые в домашнем быту сведения по столярному и кузнечно-слесарному мастерству. Знания по столярному и кузнечно-слесарному мастерству распро­странялись также среди насе­ления. Ремёсла в этих учили­щах преподавались мастерами-практиками за плату, которая составляла триста двадцать рублей в год.

  

Недостаточный харак­тер существующих законода­тельств и большие пробелы в обучении ремеслу постоян­но служили объектом критики со стороны вышеупомянутых газет.

   Благодаря стараниям Бай­кова до каждого ростовского мастера в каждом ремеслен­ном заведении было доведено: «Мастер обязан своих учени­ков учить серьёзно, обходить­ся с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не при­нуждая к домашнему служению и работам».

   Политика царского правительства привела к тому, что накануне 1914 года из 20000 детей г. Ростова-на-Дону, нуждающихся в началь­ном образовании, две трети были грамотными. Учитывая тот фактор, что в некоторых ремесленных заведениях дела шли очень хорошо и из под­мастерьев вырастали грамот­ные и знающие своё дело мас­тера, можно предположить, что им была открыта доро­га для получения среднего и высшего реального образова­ния с технической профессио­нальной ориентацией.

   Примером такого учили­ща, куда, по-видимому, была открыта дорога для предста­вителей ремесленного сосло­вия — ювелиров, часовщиков, а также успешных булочни­ков, кондитеров, прянични­ков, карамельщиков, — явля­лось Петровское реальное училище, одно из старейших учебных заведений, пост­роенное в 1873 году. Идея его построения принадлежала А. М. Байкову.

   Принимали в это учи­лище с восьми лет. Учёба продолжалась шесть лет. При 5 и 6 классах имелись коммерчес­кие отделения. Плата в подго­товительном классе составляла 60 руб. в год, 1-4 классах — 40 рублей, а 5-7 классах — 50 руб. в год. Училище имело свою — Петровскую — цер­ковь и ученический оркестр. Но царское правительство и лично Николай II не оставля­ли без внимания и представи­телей наиболее бедных слоев населения и ремесленного сословия. К представителям этих слоев проявлялась осо­бая забота царя-императора и правительства.

   В 1874 году по Положе­нию о начальных училищах надзор за постановкой обуче­ния и воспитательной рабо­ты был предоставлен мест­ному предводителю дворян­ства при усиленном влиянии духовенства.

   Представители дворянского сословия в тесной связи с пра­вославной церковью постоянно жертвовали большие средс­тва на образование, призывая к пожертвованию купцов.

   Постепенно шло создание воскресных школ и церковно­приходских училищ под патро­нажем Русской Православной церкви, вечерних классов — библиотек, читален. Церковно-приходскими назывались школы, состоявшие в ведении церкви и приходского духо­венства. Отличие от воскрес­ных школ состояло в том, что в них преподавался «Закон Божий». Постепенно нала­живалась организация детей и просветительского дела в школах, устанавливался правильный врачебный кон­троль. В соответствии с цар­скими (правительственными) указами и проектами рабо­чие в возрасте от двенадца­ти до пятнадцати лет могли допускаться работать на фаб­риках и заводах с условием предоставления свидетельств об окончании курса одноклассного училища.

   В 1900 году по указу цар­ского правительства был опуб­ликован в печати чрезвычайно важный проект. «Малолетние, нуждающиеся в школьном обу­чении, — говорилось в этом проекте, — не могут быть зани­маемы работами в промышлен­ных заведениях более шести часов в сутки».

   Казачье население города Ростова-на-Дону и особенно Новочеркасска, Старочеркасска, Аксая, прилежно и усер­дно выполняя все положения этого законодательного акта, создало превосходную образо­вательную и воспитательную систему образования, основан­ную на любви к царю, Отечес­тву, служению Родине и право­славной вере.

 

 Автор текста: В.И. Портыченко

Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.